Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 XIX век — «бабье лето» эпохи великих географических открытий. Контуры морей и континентов уже нанесены на карту, но заполнить «белые пятна», измерить глубину впадин и высоту пиков, занести в каталог местную фауну и отметить пути миграции туземцев еще только предстоит. Ради славы первопроходцев десятки тысяч французов, русских, американцев — и в первую очередь, конечно, англичан — готовы годами терпеть влажную духоту тропических лесов, иссушающий жар пустыни, адский холод Заполярья. Лучшие люди эпохи, самые умные, самые смелые, находчивые и выносливые один за другим отправляются на поиски истоков Нила, затерянной столицы империи Инков или прохода внутрь полой Земли — зачастую с тем, чтобы потерпеть бесславное поражение или просто сгинуть вдали от зеленых холмов «доброй старой Англии». Но и вернувшись на родину — измотанными, больными, чуть живыми — они не могут долго усидеть на месте: тот, кто раз пригубил из этой чаши, не остановится, пока не допьет до дна...

Все это, впрочем, чистая романтика: вряд ли тот, кто готовил и снаряжал английских моряков, мыслил в подобных категориях. Во всяком случае перед экспедицией Джона Франклина, которой посвящен роман Дэна Симмонса, стояли вполне конкретные, практические цели: разведать Северо-Западный проход, предположительно соединяющий Атлантический и Тихий океаны, и проложить новый морской путь, связывающий владения Соединенного Королевства в разных полушариях. В мае 1845 года корабли «Эребус» и «Террор» покинули британские доки и двинулись в направлении Арктики. Последние достоверные сведения о местопребывании экспедиции, полученные современниками, датируются августом того же года — после чего судна, несущие на борту общим счетом более 120 человек, тихо растворились в бескрайних просторах Заполярья. И хотя позже специалисты по косвенным свидетельствам довольно подробно реконструировали хронику событий, гибель «Эребуса» и «Террора», затертых во льдах, по сей день остается одной из самых загадочных и темных страниц истории британского Адмиралтейства.

Версия, которую предлагает читателям Дэн Симмонс, не слишком отличается от официальной. Если, конечно, не брать в расчет, что перед нами не сухая сводка, а масштабное художественное полотно с выпуклыми характерами, сложным переплетением конфликтов, напряженной драматургией и до дрожи пробирающей атмосферой «ледяного ада». В остальном все вполне реалистично — за одним единственным исключением: героям этой книги предстоит столкнуться не только с холодом, голодом, болезнями и отчаянием. С определенного момента участников экспедиции преследует еще и чудовищный хищник, отдаленно напоминающий белого медведя, но значительно превосходящий размерами даже самые крупные экземпляры — хтоническое чудовище, олицетворение могучих и безжалостных сил Природы, которой посмел бросить вызов человек «эпохи пара и электричества». Кто-то видит в нем голодного духа, кто-то — реликтового представителя вымершей ветви ursus maritimus, кто-то жестокое и мстительное божество... Начиная с ключевого сюрреалистически-яркого эпизода, в котором моряки, третий год томящиеся в ледовом плену, устраивают карнавал и с неожиданной точностью инсценируют «Маску Красной смерти» малоизвестного американского фантаста, это создание превращается в главного героя романа. У Дэна Симмонса есть замечательный образ: он сравнивает морское судно и человеческий разум — чем ниже спускаешься в трюм, туда, где в корабельном морге стынут тела погибших во время плавания и копошатся вездесущие крысы, тем глубже погружаешься в пучины бессознательного. Полярное чудовище пробивает борт судна и прокладывает прямой ход из внешнего ледяного мрака в чуть теплое нутро корабля. Примерно то же происходит с сознанием героев книги, которые опасно приблизились к последней черте и лишь отчаянным усилием воли удерживаются, чтобы окончательно не утратить человеческий облик.

Для вящего погружения в атмосферу эпохи Дэн Симмонс использует широкий арсенал изобразительных средств. Роман «Террор» отчасти стилизован под классическую британскую прозу первой половины девятнадцатого столетия, тяжеловесную, многословную, неторопливую. Читателю придется приложить некоторое усилие, чтобы продраться через первую сотню страниц, поймать тягучий ритм, неспешный, как биение сердца гигантской рептилии — но оно того стоит. «Террор» — самый значительный неоготический роман за последние полвека, убедительно доказывающий, что потенциал этого полузабытого жанра еще далеко не исчерпан. Что же касается Северо-Западного морского прохода, то первая экспедиция прошла по этому пути только в начале XX века, почти через пятьдесят лет после гибели Джона Франклина. Но это, как говорится, совсем другая история: не такая загадочная и романтическая, да к тому же со сравнительно счастливым концом.

http://krupaspb.ru/piterbook/recenzii/?nn=1774&ord=5&sb=&np=1