Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Отсутствие любви в жизни человека, неудача в поисках тепла может толкнуть его даже на преступление. А что ждет «отказного» ребенка, который мучается вопросом: почему меня не захотели мама с папой? Который ищет родителей во всех встречных супружеских парах?

«Однажды — я помню это очень хорошо — я увидела в магазине пару, тетеньку и дяденьку, и у них был такой вид — в точности, как у моих родителей. Какими я их себе представляла. Я вырвалась из рук сестры Линды, бросилась к ним и закричала: «Мама, папа!» Ну и лица у них сделались! Сестра Линда стала красная, как помидор, крепко взяла меня за руку и извинилась перед ними, а меня отругала. Мне было стыдно. Не из-за того, что отругали, а из-за того, что я сама уже видела — эти люди не могут быть моими родителями. Раз они ТАК смотрели!»

Потребность в любви — главное чувство, движущее поступками восьмилетней девочки, живущей в «Детском доме для круглых сирот». Сейчас она уже не надеется найти родителей прямо на улице, и единственное по-настоящему близкое ей существо, которому она поверяет все свои мысли, обиды, надежды — игрушечный Зайчик, которого, как ей рассказали, девочке подарила медсестра в больнице, когда она родилась. Маловато, верно? Поэтому ей так хочется уходить по воскресеньям из интерната вместе с «воскресными родителями», но ее никто никогда не выбирает. Хотя она именно «воскресный» ребенок, потому что родилась в воскресенье, что обещает какое-то особенное счастье. И вот оно, наконец, пришло. У нее появилась Улла. К тому, что у Уллы нет машины, что она выглядит, как мальчик в своей несуразной шапке с помпоном, девочка привыкает быстро. А вот то, что в жизни Уллы есть другие люди, что она не может принадлежать своей «воскресной» дочке безраздельно, вызывает у той жгучую тревогу, а иногда и гнев. Как же сложатся их отношения?

Девочка почти с первой встречи с Уллой (фрау Фидлер) так счастлива, так боится потерять обретенную «маму», что читатель начинает тревожиться, уж не обманется ли она в своих надеждах. Да нет, все неплохо началось и еще лучше завершается. В повести вроде нет динамики, развития сюжета, драматургии, конфликта. Но в том-то и дело, что сюжетом повести на самом деле являются не внешние обстоятельства, а изменения, рост души девочки. Стоило взрослому человеку немного согреть ее, и ребенок, оттаивая, обретает новое зрение и оказывается способен разглядеть в докучливом «дурачке Карли» и его душу, увидеть его близко-близко, заглянуть в его глаза, узнать их цвет, сосчитать веснушки на его лице… В результате этого неожиданного сближения Карли сам становится объектом ее внимания и заботы.

Девочка даже готова поделиться с Карли обществом Уллы, что сначала было невозможно, немыслимо. И главное, может быть, обретение героини повести, ее награда — это не Улла, а именно Карли. Потому что дарить важнее и целительнее для души, чем получать. Радость дарения девочка, может быть, ощутила впервые, благодаря тому, что была одарена Уллой, немного странной, нелепой, непредсказуемой.

Кстати, неизвестно, кому в этой паре предстоит играть роль мамы. Весьма вероятно, что Улла к роли родительницы не очень готова. Все ее решения немного поспешны и выглядят, скорее, порывами. Хорошо еще, что у них есть еще Кристиан…

Повествование ведется от лица героини. Избранная писательницей форма провоцирует читателя на дополнительную работу, мы должны разобраться, насколько верно девочка оценивает события, людей, себя. Например, она считает, что умеет ладить с людьми, но мы видим, как бурно она реагирует на непредвиденные препятствия, как всегда готова к нападению. И, может быть, наши читательские усилия тоже делают нас немного более зрелыми, формируют и укрепляют навыки неодномерного восприятия происходящего и окружающих нас людей. Мы пытаемся за поведением героев книги увидеть их прошлое, их мотивы, их состояние, их болевые точки. Пожалуй, такие навыки пригодятся читателю и в общении со своими близкими. И это тоже будет результатом прочтения повести Гудрун Мебс.

Вообще-то, светлый конец книги — это только начало какой-то новой истории. С героиней повести взрослым еще придется повозиться. Потому что этот недолюбленный ребенок легко переходит от эйфории к агрессии и может быть довольно жестоким и неуправляемым. Но начало положено, семя доброты посеяно и проросло. А чтоб вырастить человека, нужно еще много терпения и любви. Но это ведь касается не только обитателей сиротского дома, правда? Так что повесть обо всех нас и для всех нас. Словом, еще раз про любовь…
http://kidreader.ru/review/2947