Эти листы из детской тетради ценны как фантастической силы свидетельство о страшных событиях вчерашнего дня, как рассказ человека, существовавшего внутри учебника истории, как документ, запечатлевший глазом ребенка безжалостную картину, как чудом уцелевшая записка современника. Но это еще и чрезвычайно талантливое и продуманное повествование, в котором переплетаются истории взросления, любви и смерти. Можно говорить – это «документ эпохи», «авантюрный роман», «военная проза», это «драма взросления», «любовная сага»... Но все эти определения не точны: эти страницы о том, что ценность отдельной человеческой жизни выше любых геополитических соображений, национальных различий и глобальных концепций, а любовь и воля к жизни сильнее зова крови и разрывов снарядов. Полина Жеребцова родилась и выросла в Грозном. Ее дневники охватывают детство, отрочество и юность, на которые пришлись три чеченские войны. Учеба, первая влюбленность, ссоры с родителями – то, что знакомо любому подростку, – соседствовали в жизни Полины с бомбежками, голодом, разрухой и нищетой. «Обе войны были чудовищны, — вспоминает она. — Но вторая еще ужасней, потому что воюющие утратили всякую человечность. Не было больше никакого сострадания». Полина жила со своей мамой недалеко от центра Грозного и каждый день наблюдала, как от города остаются одни ужасающие развалины, а людей превращают в животных, голодных и измученных. Эти интимные записи в школьных тетрадках по мощи воздействия и безыскусности сильно напоминают дневник Анны Франк. |
«Если я смогла не сойти с ума, если я не начинаю выть, заметив приближающийся самолет, то это благодаря дневнику. Писание помогло мне выплеснуть наружу ужасы войны, следить за ней как наблюдатель, а не переживать ее».
Лиза Биргер: «В марте 1993 года девочка из Грозного Полина Жеребцова начинает вести дневник. Ей девять лет. Жизнь её непроста: семья голодает, матери не платят зарплату, проходится торговать печеньем и газетами, чтобы выжить. При этом её дневник начинается как дневник самой обычной девочки. Девочки, которая играет в прятки, придумывает стихи и переживает, что её не нарядили на праздник снежинкой. Потом начинается война, затем ещё одна. Описания того, как люди превращаются в нелюдей, у Жеребцовой достигают невероятной литературной силы. Иногда даже трудно поверить, что всё это не высокого качества литературная подделка, — и потому исписанные детским почерком цветными ручками, изрисованные картинками страницы оригинального дневника встали на обложку как напоминание о реальности рассказа, о том, что совсем рядом с миром «айфонов» и слипонов существует война и снайперы, потехи ради стреляющие по маленьким девочкам».
http://www.livelib.ru/books/new/10561
Лиза Биргер: «В марте 1993 года девочка из Грозного Полина Жеребцова начинает вести дневник. Ей девять лет. Жизнь её непроста: семья голодает, матери не платят зарплату, проходится торговать печеньем и газетами, чтобы выжить. При этом её дневник начинается как дневник самой обычной девочки. Девочки, которая играет в прятки, придумывает стихи и переживает, что её не нарядили на праздник снежинкой. Потом начинается война, затем ещё одна. Описания того, как люди превращаются в нелюдей, у Жеребцовой достигают невероятной литературной силы. Иногда даже трудно поверить, что всё это не высокого качества литературная подделка, — и потому исписанные детским почерком цветными ручками, изрисованные картинками страницы оригинального дневника встали на обложку как напоминание о реальности рассказа, о том, что совсем рядом с миром «айфонов» и слипонов существует война и снайперы, потехи ради стреляющие по маленьким девочкам».
http://www.livelib.ru/books/new/10561