Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 «В настоящем всегда есть прошедшее. Без этого настоящее не существует. Прошедшее входит в настоящее и в известной мере определяет будущее». (Д. С. Лихачев).

30 сентября, в день памяти Дмитрия Сергеевича Лихачева, смотрите на телеканале «Культура» документальный фильм «Дело № 195 Дмитрия Лихачева» (начало в 19:50).

Его биография — отражение истории России ХХ века, ее часть. Он родился в эпоху последнего российского императора, пережил революцию, блокаду Ленинграда и развал СССР. Но Лихачев был не просто свидетелем поворотных событий жизни страны — он вместе со своим народом испытал на себе все тяготы исторических переломов. Об одном из таких испытаний рассказывает фильм режиссера Константина Артюхова «Дело № 195 Дмитрия Лихачева».

Это дело для самого Лихачева вместило не только десятки страниц документов (ордера, протоколы, анкеты), но и почти 65 лет жизни. Он был осужден в 1928 году, провел почти пять лет на Соловках и на строительстве печально знаменитого Беломорканала, но ознакомиться с документами своего дела смог лишь в 1992. «Это удивительно — в первый раз знакомиться с самим собой. Если бы я вел дневник, то он, может быть, был менее интересен, чем это дело, — говорил Дмитрий Сергеевич. — Это дело напомнило мне о моей молодости, товарищах, о юношеской дружбе и увлечениях. Ведь тогда мы были полны надежд. Те, кто писали стихи, думали стать великими поэтами, а мне с моей меланхоличной филологией мерещилось, может быть, другое будущее…». Поводом для ареста Лихачева и его друзей стало их участие в студенческом кружке «Космическая академия наук», где незадолго до ареста молодой ученый (ему был 21 год) сделал доклад о старинной орфографии. Тогда Дмитрий Лихачев заявил: «Она попрана и искажена врагами Церкви Христовой».

«Меня провожали родители. Оба плакали. В годы своего заточения я чаще вспоминал отца, чем мать. В ту ночь я впервые увидел его плачущим», — рассказывает Лихачев, попав со съемочной группой в дом на Ораниенбаумской улице в Санкт-Петербурге, откуда его уводили ранним утром 8 февраля 1928 года.

Несколько лет, прошедших с этого утра и до дня освобождения, были очень трудными, но академик Лихачев не считал их прожитыми зря: «Меня посадили в камеру № 273. Странное совпадение, ведь 273 — это температура космического холода, а самым первым и главным обвинением было участие в «Космической академии наук»…». Камера казалась черной от плесени на потолке и стенах, а пол был мягким от крошек и грязи. Там жил китаец, у которого я старался учиться китайскому языку. Был мальчик из Пскова, в котором разглядели польского шпиона, продержали несколько месяцев и отпустили… Было много чего любопытного. Это была новая «Академия», вторая. Третью я пережил в советском лагере…».

В фильме использованы архивные съемки с участием Дмитрия Сергеевича Лихачева.
Пресс-служба телеканала «Культура»
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=373572&cid=48