Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Имя Константина Воробьева стало известно в 63-м, когда в журнале «Новый мир» была опубликована его повесть — «Убиты под Москвой». Позже критики назовут её первым произведением в жанре «лейтенантской прозы». Воробьев рассказывал о войне, свидетелем которой был сам — во время боев под Москвой зимой 41-го. Судьба писателя складывалась непросто. Он рано ушел из жизни, а многие его произведения увидели свет только после перестройки. Сегодня исполнилось 90 лет со дня рождения Константина Воробьева. Рассказывают «Новости культуры».

В этот день Константин Воробьев родился дважды – первый раз в 1919 году в селе Нижний Реутец Курской области, а второй – 24 сентября 1943 года, когда бежал из немецкого плена. Он организовал партизанскую группу в литовском городе Шауляй. На чердаке этого дома ему пришлось провести около месяца, здесь была явочная квартира партизанского подполья. И здесь он написал свою первую повесть «Это мы, Господи». Она увидела свет только в 1986 году, когда писателя уже не было в живых.

Сергей Воробьев, сын К.Д.Воробьева: «Отец ее никогда не правил, она свежеиспеченная, как она есть. Но она потрясла читателей, Солженицын упоминает, что это может быть единственное правдивое слово о плене».

В 2001-м Константину Воробьеву посмертно присуждается почетная премия Александра Солженицына. А ведь при жизни Константин Дмитриевич признания почти не имел. Повесть «Убиты под Москвой» редакции журналов постоянно отвергали. И только Александр Твардовский решился на публикацию в «Новом мире».

Сергей Воробьев, сын К.Д.Воробьева: «Твардовский сказал ему: «Вы сказали новое слово о войне». И отец пишет в воспоминаниях, он так не ожидал этого, что растерялся и заплакал». Между тем, документы о пребывании Воробьева в рядах кремлевских курсантов не сохранились, и споры об исторической достоверности его повести не утихают до сих пор.

Андрей Василевский, главный редактор журнала «Новый мир»: «За этим стоит проблема природы искусства и природы исторического знания. Убиты под Москвой – великолепная, одна из лучших в жанре коротких повестей, сжатая, лаконична, честная и жестокая».

Но исключительно военным писателем Константин Воробьев себя не считал. Он писал о деревне, о последствиях коллективизации с той же бескомпромиссностью и, конечно, страдал от официозной критики.

Сергей Воробьев, сын К. Д. Воробьева: «Писали о нем по-черному, что это и клевета, и несостоятельность. И это омрачало его душу, был трудный человек, желчный, что-то общее у него с Буниным было в характере, это точно, и он сам так считал и гордился этим потихоньку».

Бунин был его любимым писателем, над рабочим столом – портреты Толстого и Хемингуэя. Незадолго до смерти Константин Воробьев работал над романом «Крик» — продолжением одноименной повести. Война все-таки не отпускала, он хотел высказать о ней все, что знал, но так и не успел написать свою главную книгу.
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=373786&cid=48