Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Казалось бы, «Путеводитель по Библии» в авторстве Айзека Азимова – книга неожиданная, все-таки писатель-фантаст, сочинитель множества захватывающих историй. Однако думать так об Азимове было бы неправильно, да что там, однобоко. Почти все его книги направлены на популяризацию идей науки. Причем в одном романе речь могла идти об астрофизике, в другом – о биохимии, третий воспевал достижения технического профиля, четвертый заставлял задумываться о проблемах литературоведения, а пятый рассказывал о причудливых кульбитах истории. В общем, возникновение сего во всех смыслах замечательного публицистического труда более чем закономерно.

«Я не могу претендовать, что эта моя работа является незаурядным вкладом в изучение Библии: у меня нет на это никакого права. Все, что мне хотелось бы сказать, хорошо известно студентам, изучающим древнюю историю. (Хотя в нескольких местах я позволил себе личные размышления и отметил это)», – заверяет Азимов в самом начале.

Однако книга удалась во всех смыслах (отдельное спасибо нынешнему издателю, выпустившему увесистый том в хорошем оформлении и на качественной бумаге). Да и читается он куда интереснее, чем самый популярный роман Дэна Брауна. Все-таки в основе реальная история.

«Разумеется, Библию нельзя назвать исторической книгой в современном смысле, так как ее создатели не располагали современными методами археологии и не придерживались современных норм датировки и документирования, а также критериев того, что является важным с исторической точки зрения, а что – нет», – вновь оговаривается писатель.

А дальше досконально разбирает Ветхий и Новый Заветы, пытаясь выяснить не только географические, но и временные подробности. Порой серьезно углубляется в словообразование. Делится своими наблюдениями и подозрениями.

Например, в Бытие 2:4 неожиданно возникает фраза «Господь Бог», хотя до этого везде говорилось просто «Бог». Подобное, по мнению писателя, свидетельствует о поздней редактуре Святого Писания. Еврейское слово «Господь», состоящее из букв Йод-Хе-Вау-Хе (YHVN) часто ошибочно переводилось как «Иегова», но в верном переложении звучит как «Яхве». И так как в древние времена произносить чье-то имя значило обрести власть над ним, по понятным причинам Бога запретили нарекать, а все упоминания Его имени стерли из Библии, и «Бог Яхве» заменили на эвфемизм «Господь Бог». А еще в Книге книг встречаются куда более серьезные неточности (скажем корректнее – места, вызывающие массу вопросов), так, в некоторых строках Бог (особенно в начале творения) пишется во множественном числе, что, считает Азимов, говорит в пользу раннего политеизма (многобожия). Единое же обращение появилось позднее, и опять же почти везде было изменено.

Занятен и вопрос расположения Эдема (который, к слову сказать, райскому саду не равен, сад лишь часть Эдема), а Эдем – вполне реальная местность, скорее всего, находившаяся где-то в долине реки Евфрат. Что совершенно не противоречит науке, ведь давно доказано: древнейшие останки цивилизации найдены именно там.

Помимо многочисленных родовых связей, кои завязались у людей после изгнания из рая и братоубийства между детьми Евы, Азимов не поленился и составил генеалогическое древо, подробно писатель останавливается и на том, чего же правоверные христиане боялись. Так, страшным проступком считалось употреблять кровь в пищу: «Кровь – это источник жизни, ведь из-за длительного кровотечения человек умирал, даже если внешне он оставался целым и невредимым. Жизнь – это творение Бога, и человек не мог присваивать себе чужую жизнь, а потому не мог питаться кровью».

Занятно пишет Азимов и о чудесах природы. Например, одни из интереснейших творений – левиафан (скорее всего, кит) и бегемот.

А вот под Армагеддоном, для нас событии весьма мистическом, в Библии понимается вполне конкретное место. Дело в том, что правильнее говорить не «Армагеддон», а «Гар-Магедон» или «гора Меггидона» (находится она в 55 милях от Иерусалима и известна двумя реальными событиями). Первое: фараон Тутмос III разбил в этой местности хананейцев. Второе: через три столетия, в 608 г. до н.э., иудейский царь-реформатор Иосия потерпел поражение от армии фараона Нехо. В итоге смерть знатного человека в небольшом местечке стала восприниматься как синоним грандиозных бедствий и несчастья, а слово «Армагеддон» вошло во всевозможные словари.

Зато Вавилон в поздних книгах Священного Писания символизирует Рим, который должен был пасть опять же в Армагеддоне.

В общем, как вы понимаете, чтение невероятно захватывающее. И люди верующие, и приверженцы строгой науки найдут для себя много интересного. Например, кто такая Ева (ее имя в переводе с еврейского значит «жизнь»), существовали ли когда-нибудь царица Савская, Нимрод или Есфирь. Пытается Азимов восстановить справедливость, указывая читателям на то, что многие действующие лица Библии не так уж значимы для реальной истории. Зато те, кто заслуживает упоминания (например, Тутмос III), в Библии почему-то не встречаются. То же происходит и с некоторыми событиями, выделяемыми авторами Библии (а их, бесспорно, было несколько) только потому, что происходящее интуитивно оценивалось ими как важное для иудейского народа.
http://www.chitaem-vmeste.ru/pages/review.php?book=3379&pn=2