Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 При всем изобилии женских романов и женской прозы ни одна современная писательница России не может и не умеет писать так, как это делает Виктория Токарева. Ее язык, ее манеру письма невозможно спутать с кем-то другим. Она узнаваема и удивительно по-соседски своя. Такое ощущение, что просто присел на кухне и разговариваешь со старой знакомой. А она тебе открывает душу или делится новостями об общих друзьях, которых давно не видел. И ей веришь. Безоговорочно и навсегда.

А потом ждешь новых книг, злясь, что их так долго нет. И после очередного появления бросаешь все домашние дела и прямо в тапочках забираешься с ногами на диван, чтобы вновь погрузиться в чтение, сопереживая, восхищаясь и негодуя. И так, пока не перевернешь с сожалением последнюю страницу.

Вот и новая книга включает в себя семь историй. Семь рассказов и повестей, в которых главными героинями стали наши современницы. Здесь не только новые, но и уже знакомые читателю произведения. Однако они так умело сплетены в единое целое, что и представить себе невозможно, что еще недавно эти рассказы жили по отдельности...

Это истории сложных отношений мужчины и женщины. Порою растянутые на десятилетия и эпохи, потому что героини книги живут в двух эпохах: до и после крушения СССР. И конечно, общий перелом не мог не сказаться на женщинах, описанных Токаревой.

Когда-то Виктория Токарева входила в так называемую писательскую «новую волну». Но даже тогда она выделялась на общем фоне. Хотя рядом были Людмила Петрушевская и Татьяна Толстая. Это вам не безымянные псевдопереводчики амурных покетбуков!

А Токарева почти сразу после первой публикации была замечена и стала соавтором советских киношлягеров («Мимино», «Джентльмены удачи») и преуспевающим литератором. Но при этом оставалась этаким тихим оппозиционером и писала так, как хотела, а не так, как было принято. Эта ее «привычка» осталась неизменной и сегодня.

Она вместе со своими героинями живет и страдает, становится наперсницей и судьей. Но без надрыва и надуманности.
Одна из повестей («Террор любовью») автобиографична, что также создает дополнительный эффект присутствия, сближает Токареву с ее героинями и заставляет нас по-новому посмотреть на созданный ею мир.

В рассказе, давшем название сборнику, все происходит в Израиле. Гражданский муж Тамары, эмигрантки из России, не может повести ее «под руку»: родственники против, да и восточные традиции дают о себе знать…

Так они и ходят по жизненному кругу, то встречаясь, то расставаясь, и никак не могут победить собственную стыдливость или зависимость от обстоятельств, не понимая, что второй попытки на счастье может просто не быть. Или понимая, но оставаясь верными тем обязательствам, что возложила на них жизнь. Каждая из героинь Токаревой по-своему мудра. Это только ее мудрость, зачастую не вписывающаяся в представления современного общества. И эта верность собственным принципам помогает им выжить и подняться над суетой. И даже если их любовь зачастую похожа на ненависть, мы понимаем, что она остается любовью. Настоящей женской любовью, всепрощающей и жертвенной. То вспыхивающей жадной и опаляющей все вокруг страстью, а то запиханной подальше в комод за банки с крупой и содой. Чтобы ненароком не наткнуться и не устроить побег от привычного серого мира рутины.
http://www.chitaem-vmeste.ru/pages/review.php?book=2721&pn=1