Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 К концу 1922 года в Маньчжурию из охваченной войной России пришли почти 300 тысяч беженцев. Харбин, город на северо-востоке Китая, казалось бы, стал спасением. На самом деле именно через него на четверть века пролег фронт русской смуты...

Таких книг-эпопей, к сожалению, очень немного. Евгений Анташкевич рассказывает не просто о временном и историческом этапе истории нашей страны, это история человеческих судеб, история жизни во всех ее проявлениях. И написана книга так, что, несмотря на художественное повествование, веришь – все было именно так. Перед нами реальные люди и реальные судьбы, волею обстоятельств отразившиеся на страницах романа. Возможно, возникновению такого эффекта способствуют великолепное знание автором истории и ее собственное авторское переосмысление; помогают вжиться в ту атмосферу и диалоги, которых не повторишь, не побывав в тех местах. Так говорят только на Дальнем Востоке.

Главный герой романа «Харбин» оказался в тисках между «золотой казной» Российской империи и замыслами советской и японской разведок, и эта детективно-шпионская интрига приковывает внимание читателя. Сказывается и принадлежность автора романа к спецслужбам: отсюда и некоторое придыхание перед чекистами того периода, и склонность к оценочно-аналитической составляющей книги. Но все это ее не портит, а только добавляет атмосферу, настраивает на определенный лад.

В романе нет верховных правителей – ни Сталина, ни Чан Кайши, ни Микадо. Даже Колчак упоминается мимоходом, автор лишь подводит читателя вместе с главным героем к проруби, где его казнили. На этом «личное» знакомство заканчивается. Зато удивительно достоверно показана жизнь города, задуманного и построенного как столица российско-китайской железнодорожной магистрали, и его жителей, ставших жертвами грандиозных потрясений первой половины XX века.

Легенда-биография – это специфический термин специальных служб, который обозначает совокупность сведений о человеке или людях, выполняющих секретное задание непосредственно в стране противника. Она включает в себя правдивые сведения о человеке, а также специально составленные, для того чтобы противник ничего не заподозрил. В «Харбине» таких легенд много. Но и они состоят из фрагментов жизни реальных людей, описавших события тех лет в мемуарах.
В романе упоминается операция советской разведки «Маки Мираж». Это настоящая акция, которая велась в течение 10 лет, вплоть до 1937 года, ее целью была дезинформация Генерального штаба Японии о состоянии Красной армии.

В прошлом году автор романа Евгений Анташкевич получил за книгу первую премию в конкурсе ФСБ России в номинации «Художественная литература и журналистика». Тогда книга вышла небольшим тиражом в маленьком калужском издательстве. Впрочем, и нынешний тираж, к сожалению, невелик. Она бы очень помогла думающим читателям разобраться в огромном море псевдоисторических книг, описывающих тот период.

Анташкевич знает эти истории не понаслышке. В 1970-е он учился на контрразведывательном факультете Высшей школы КГБ СССР, китаист. Затем работал в УКГБ СССР по Хабаровскому краю и в Центральном аппарате КГБ–ФСБ. Во время работы он и познакомился со многими героями своего романа. Автор планирует продолжить работу и написать другие части давно задуманной трилогии о Первой мировой войне и россиянах, оставивших свой след в истории страны.

http://www.chitaem-vmeste.ru/pages/review.php?book=2429&pn=1