Журнальный зал


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!





Имя Валериана Павловича Правдухина, замечательного русского писателя, не очень хорошо известно широкому читателю. При жизни Валериана Павловича массовые — миллионные — тиражи оказались не для него. Но те, кто читал чудесные охотничьи рассказы Правдухина «Годы, тропы, ружье», его главный роман «Яик уходит в море», согласятся с тем, что свое место в истории русской литературы он, безусловно, занял.





Бунтарь, исследователь, учитель...

 

«Страстный охотник, неутомимый рыболов, путешественник, влюбленный
в природу, Валериан Павлович Правдухин чутко воспринимал все окружающее его.
Как истинный художник, он видел мир в богатстве красок и звуков,
как писатель-исследователь — стремился понять, раскрыть, художественно осмыслить
закономерности общественного развития здесь, на территории бывшего Уральского казачьего
войска, увидеть пути приобщения казачества к новой, революционной правде.
Понять же современность было невозможно без знания исторического прошлого».
Л. Большаков

 

Валериан Павлович родился 2 февраля 1892 года в станице Таналыкской Орского уезда Оренбургской губернии в семье священника Павла Ивановича Правдухина. «Когда я родился, — вспоминает писатель, — отец был псаломщиком. Но вскоре он сдал экзамены на дьякона, затем на священника». Мать — Анна Нестеровна — крестьянка. Семья была многочисленной. От отца и старших братьев Валериан Павлович унаследовал любовь к родной природе, «неуемную тоску по степным просторам». И эту слитность с миром природы он ощущал в себе всегда «как неизлечимый сладкий недуг».

По характеру службы отцу часто приходилось переезжать с места на место, и уже в детстве будущему писателю довелось жить в разных местах Оренбуржья и Приуралья. В 1897 году отца перевели в село Петровское Оренбургского уезда, а еще через два года — в поселок Калёновский Уральской области. Здесь Правдухины прожили четыре года. Позже вернулись в Оренбургскую губернию и поселились в селе Михайловском (на реке Самаре), но потом переехали на хутор Шубинский Орского уезда, где прожили более двадцати лет.

Учился Валериан Павлович сначала в Уральске, потом в Оренбургской духовной семинарии, откуда был исключен за участие в митинге и издание журнала «Встань, спящий». «У меня был свой мир, — вспоминал Правдухин. — По ночам, забравшись в уборную, я читал Толстого, презирал галстуки, не выходил на семинарские вечера, так как ненавидел танцы, до безумия любил физические игры и думал о переустройстве мира».

 


Памятная доска в городе Уральске

 

Пришлось перейти в Оренбургскую гимназию. По окончании ее «подвергшись сокращенному испытанию … и выдержав оное хорошо, удостоен звания учителя начальных училищ, с правом преподавания в двухклассных сельских   училищах», был направлен на работу в Акбулакскую школу Тургайской области. Однако школу пришлось оставить. Радикальные убеждения даровитого учителя оказались явно несовместимыми с педагогической деятельностью. Этот период нашел отражение в пьесе «Новый учитель, или Трудовая артель», которая стала своеобразной летописью жизни этой школы и странички биографии самого Правдухина.

 


Л.Н.Сейфуллина и В.П.Правдухин

 

А дальше жизненный путь писателя слишком труден и извилист. Он едет в Москву, поступает на историко-филологический факультет народного университета имени Шанявского. После трехлетней учебы (с 1914 по 1917 годы) возвращается на Урал, поступает на работу в земство, затем на некоторое время становится актером в профессиональном театре. Вместе с Лидией Николаевной Сейфуллиной, ставшей его женой, ведет борьбу с детской беспризорностью, организует детские дома, трудовые колонии, библиотеки и читальни, пишет пьесы для театра. Правдухин — один из организаторов и редакторов журнала «Сибирские огни».

Обладая разносторонними и многогранными знаниями, деятельным и активным характером, Правдухин много сделал для развития культуры страны в сложные и драматические 20-30-е годы.

Жизнь писателя оборвалась в самом расцвете творческих сил. В августе 1937 года по ложному доносу Правдухин был арестован, а 28 августа 1938 года приговорен к расстрелу по обвинению в участии в контрреволюционной организации. В 1956 году дело Валериана Павловича Правдухина было пересмотрено военной коллегией и 4 августа он был реабилитирован посмертно. Однако правда о причине ареста и о кончине писателя неизвестна до сих пор. Судя по косвенным  сведениям, ему приписывалась организация восстания уральских казаков против советской власти.



Живительная сила творчества Валериана Правдухина

 

«Необыкновенная задушевность и лиризм повествования соединены здесь
с каким-то пронзительно обостренным ощущением того,
что человек — неотъемлемая «часть земли», а не «отдельное существо».
Н. Щербанов

 

Правдухину, как человеку и писателю, было присуще стремление по возможности изведать, испытать все доступное человеку, быть ко всему сопричастным. За свою недолгую жизнь он испробовал самые разнообразные профессии: учителя, лектора, актера, редактора, был путешественником, страстным охотником, побывавшим в самых разных уголках страны.

 


В.П.Правдухин

 

Мир героев Правдухина сложен и неоднозначен. В центре внимания писателя находятся обычные, ничем не примечательные люди. Простая жизнь и совершенно никаких элементов приключения, никаких эффектных словесных баталий - вот все, что можно увидеть на страницах книг Валериана Павловича Правдухина. Но в этой будничной, серой обстановке разыгрываются тысячи драм и трагедий в душах «маленьких», незаметных людей. Герои Правдухина всегда вызывают симпатию или антипатию, но никогда не бывают интересны только как схемы людей, они  надолго остаются в памяти, потому что они живые, настоящие люди. Остается только преклониться перед талантом художника, сумевшего создать точную и яркую картину жизни, часто поражающую своей грустной реалистичностью. Перо писателя никогда ничего не приукрашивало, его взгляд на мир был чистым и пронзительным.

Современный читатель испытывает, кроме всего прочего, эмоциональные потрясения от ощущения перемен, которые уже претерпела уральская природа и которые ожидают ее в будущем. Писатель еще застал девственно-нетронутыми места России и часто рисует картины первоисходного, почти библейского природного изобилия, когда реки были переполнены рыбой, леса - зверем и птицей.

В наше время обостренное внимание к экологическим проблемам, когда постепенно исчезли иллюзии неиссякаемости и неисчерпаемости природных кладовых, воспринимается как напоминание об ответственности человека перед природой, об опасности иссушения того источника, который всегда был целителем для его души.

 

 

В цикле очерков «По Уралу на лодке» Правдухин вновь открывает для себя (и для читателя) реку и ее обитателей, переживших многое за это время. Ему предстояло увидеть, что сталось с уральским казачеством после прихода к власти большевиков. Уральское казачество не приняло нового мироустройства, новой власти, которая полностью порушила вековые традиции, старый трудовой опыт, привычный, столетиями складывающийся быт. Уничтожены старые общинные формы казачьего хозяйства, рыболовство стало будничным, похожим на «российский крестьянский труд». Забыт пришедший из глубины веков обычай душевной щедрости, возникший еще в тогда, когда на Яик со всех концов России шли обиженные и обездоленные. Когда-то, возвращаясь с бахчи, с садов, с рыбалки, казаки оставляли у дорог случайным путникам или голодным людям кучки арбузов, дынь, огурцов, яблок, на видном месте вывешивали вязанки воблы и другой вяленой рыбы. Теперь никто не хочет бескорыстно заботиться о голодных путниках. Не без горести писатель приводит слова своих земляков: «Дураков не стало. Теперь все идет на базар».

В 1925 году по повести Лидии Сейфуллиной «Виринея» Правдухин пишет пьесу с одноименным названием. Действие происходит в годы гражданской войны и становления Советской власти в Сибири. В центре пьесы -  судьба деревенской женщины Виринеи, которая была в числе первых, кто помогал обустраивать новую жизнь. В пьесе показано становление сложного женского характера в суровые годы конца первой мировой войны, начала революции.  В острой социальной и бытовой драме рассказывается, как непутёвая Вирка нашла свой путь к личному счастью, участию в новой жизни.

 


Пьеса с успехом прошла по сценам страны и в 1968 году была экранизирована.

Людмила Чурсина в роли Виринеи и Анатолий Папанов в роли Магара
в фильме "Виринея", 1968 год

 

 В очерках «Годы, тропы, ружье» в полной мере отразились многие грани дарования Правдухина-художника: свободно-легкая манера письма, язычески-восхищенное обожание природы, утверждение радости бытия на земле, небывалая лирическая сила в обрисовке человеческих судеб и грозовых импульсов переломной эпохи.

Книги «Годы, тропы, ружье», «Охотничья юность» приоткрыли духовную сферу Правдухина-эпика и вместе с этим одну из возможностей, одно из направлений развития его таланта.
 Они закономерно привели писателя к созданию романа об исторических судьбах уральского казачества «Яик уходит в море». Валериан Павлович синтезировал в романе свои многолетние наблюдения над казачьей историей и бытом, развил и углубил те идеи и настроения, которые уже содержались в предыдущих книгах.

Бесспорно, роман «Яик уходит в море» является самым значительным созданием Правдухина. Работа над ним началась в 1932 году и продолжалась до последних дней жизни писателя.

 

История создания романа самым тесным образом связана с уральской землей. Непосредственные впечатления детских и юношеских лет, многочисленные поездки по уральским станицам и хуторам, кропотливая работа в архивах Москвы, Уральска, Оренбурга и других городов страны, а главное — неизбывная любовь и привязанность к ставшему родным краю, его истории, людям позволили писателю создать удивительные казачьи типы, характерны, достоверно и убедительно изобразить жизнь на Яике в конце ХIХ века. «Я сел было писать, — сообщал он брату Николаю Павловичу 11 октября 1932 года, что-то вроде романа... Написал пока одну главу, — остальное наброски. Роман пишу о человеке, родившемся в тех же уральских степях, что и я сам.Трудно многое воскресить. Например, масленичный разгул, сожжение соломы, снопов».

В одном из писем к брату Николаю Павловичу писатель подробно рассказывается о работе над романом, раскрывается творческая лаборатория писателя. «Материал засыпал меня с головой, - сообщает Валериан Павлович, - две недели не выхожу из публичной. Теперь уж самое главное — уменье нащупать интимное той эпохи. Это очень трудно. Снова перемонтирую семь глав, мной написанных, и двинусь дальше. Работаю пока хорошо, давно так не работал, не знаю, насколько меня хватит».

Первоначально заглавие романа было «Перелеты», и в центре его находилась судьба двух мальчишек. Но обилие открытого писателем материала заставило пересмотреть замысел, шире развернуть социальный фон, показать, как сложилась судьба войска яицкого после того, как уральское казачество, будучи ударной силой пугачевской армии, вписало в историю еще не одну героическую страницу.

Печатные и архивные источники давали писателю важные, исторически достоверные, но все же лишь общие знания и представления о таком эпическом феномене, как уральское казачество. То своеобразное, специфическое и неповторимое, что было свойственно только уральцам, в большей степени открывалось писателю во время поездок по казачьим станицам. Здесь он наблюдал живые человеческие характеры и типы. «Ищу человека из истории», - обычно заявлял писатель, приезжая в то или иное казачье селение.  Многое знала мать Анна Нестеровна — простая крестьянская женщина. Она была изумительной рассказчицей, и ее необыкновенная память сохранила очень ценные житейские наблюдения. Она помнила все, что ей когда-то в детстве рассказывали другие, и точно передавала всевозможные детали, выражения лиц, интонации рассказчиков, а самое главное — особенности народного говора.

«Яик уходит в море» - роман многоплановый. В нем отчетливо ощущается установка автора на эпическое осмысление событий, на изображение широких картин народной жизни. Писатель запечатлел сложную и драматическую эпоху в истории уральского казачества, начавшуюся в 1874 году, когда было введено новое Положение о военном и хозяйственном управлении края. Согласно этой «царской грамоте» устанавливалась всеобщая повинность, отменялась исконная наемка и значительно ограничивалось хозяйственное самоуправление. Резкое неприятие Положения, бунтарское отстаивание вековых привилегий вылилось в движение, сравнимое в казачьей истории с событиями пугачевского времени.

В романе остро ощущается присутствие лирического начала,  свидетельствующего о глубокой заинтересованности в изображаемом: он взволнованно описывает красоту уральской степи, восторженно прославляет мощь Яика-Горыныча. Правдухин в произведении остается верен той интонации, той творческой манере, какая выразилась и в его очерках. Он тонко чувствует мир природы, его любимые герои живут в полном единении с ней, понимая красоту и выразительность родного края. Роман невозможно представить без тех многочисленных пейзажных картин, которые придают произведению особую эмоциональность.

 

 

Несомненно, что в той большой литературе, которая посвящена изображению Приуралья, истории и быту уральских казаков, роман Правдухина по праву занимает центральное место — по ширине и глубине понимания социальной и психологической действительности, по умению передать особенности душевного «строя» своих героев, по способности передать богатый и своеобразный говор уральских казаков. Опыт Правдухина в работе над разговорным языком на потерял своего значения для современной литературы.

«Яик уходит в море» — по-настоящему талантливое произведение. Оно полно лирических отступлений, вдохновенных и поэтических описаний природы, деталей быта, колорита народного языка, придающих всему повествованию красоту и своеобразие. Все это выписано с искренней взволнованностью, которая от первой страницы романа до последней держит читателя в напряжении, заставляет его переживать чувства героев, их волнения и горечь.

Последним произведением Правдухина, его лебединой песней, стала повесть «Школа на Маяке». Повесть удалось опубликовать, хотя и с большими сокращениями, в 1979 году в журнале «Урал».

В основу повести положены реальные факты из жизни учительницы Анны Князевой, бывшей беспризорницы. Основа повести — борьба с беспризорничеством и безнадзорностью, в которой Правдухин принимал самое горячее участие, когда жил в Челябинске в 1919-1920 годах. В «Школе на Маяке» воспроизведены эпизоды, показывающие трудовое воспитание в Тургоякской детской колонии и Челябинском детдоме. Историю создания этого произведения восстановить сейчас очень трудно. В письмах Правдухина об этом ничего не говорится.

По всей вероятности, писатель не успел завершить работу над повестью. Поэтому ей, к сожалению, присущи некоторые недостатки литературы тех лет — прямолинейность и схематизм, декларативность и поверхностность в раскрытии характеров и действительности.

Но тем не менее повесть не утратила своей злободневности и интереса для современного читателя. И в наше время актуально звучат слова главной героини этого интересного произведения: «Я на собственной шкуре узнала, что школа кровно связана со всей окружающей жизнью. А я хотела думать, что это милый островок и что его можно, независимо ни от чего, сделать красивым м культурным. Нелепая мечта! Школа — это миниатюрный слепок общества, и, борясь за хорошую школу, волей-неволей мы боремся против всего косного и мерзкого, что еще есть в окружающей среде».

 

Прошло более 80 лет со дня мученической смерти Валериана Павловича Правдухина в застенках ГУЛАГа. Он погиб не ослабевшим, не сломленным ужасом тогдашней действительности, до конца своей недолгой жизни сохранив веру в живительную силу творчества, «в восстание слова», подлинного и первичного, как чувство».

До сих пор не определен масштаб творческого наследия писателя. Но, несмотря ни на что, имя В. П. Правдухина возвращается в Оренбуржье. Начали переиздаваться некоторые его книги. Институтом степи РАН под руководством член корр. АН РФ А.А.Чибилева совместно с казахами организованы, начиная с 2006 года, экспедиции по реке Урал по пути плавания братьев Правдухиных. Ими установлен памятный знак на острове Правдухина - на месте затопленной станицы Таналыкской. Принято обращение к администрации двух областей – Оренбургской и Западно – Казахстанской. В нем, в частности, содержится просьба переиздать массовым тиражом произведения В.П. Правдухина, поддержать идею экранизации его романа «Яик уходит в море», увековечить имя писателя в местной топонимике и музеях.

Правдухин не прочитан, он весь еще впереди.

 

Информационный список «Валериан Правдухин: «О радость возвращения на родину, к себе в дом!»