Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Отдел искусств юношеской библиотеки-филиала № 6 (ул. Нефтяников, 1а, тел. 25- 56-95) предлагает познакомиться с творчеством русского художника–историка Аполлинария Михайловича Васнецова.



«Уникальность его произведений
свидетельствует о его яркой
и исключительной художественной
индивидуальности – понятной
и связанной со всем традиционным
укладом и исконным духом
великорусского народа».
К.Ф.Юон

Раздел I. Биографическая справка: Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856 – 1933)

 Творчество Аполлинария Михайловича Васнецова – особая глава в истории русского изобразительного искусства, успех художника не случаен. Отличительной чертой А.М. Васнецова было умение познать «душу народа», он любил «всё родное... в жизни прошлого», как писал в своих автобиографических  записках.

Имя Аполлинария Васнецова известно каждому с детских лет – по учебникам, хрестоматиям, книгам, музеям, где картины художника воскрешают облик старинной Москвы. Именно в этой серии картин, связанных с историей Москвы наиболее ярко и самобытно раскрылось дарование художника.

Аполлинарий не затерялся в тени своего более известного брата Виктора – оба они внесли значительный вклад в русское живописное искусство.

Будущий художник родился 7 августа 1856 года  в селе Рябове Вятской губернии. Семья была небогата. Отцу – сельскому священнику – приходилось кормить семь человек. Дети рано лишились матери, а через пять лет после её смерти скончался и отец. Аполлинарию, который был младшим в  семье, шел тогда тринадцатый год. Все заботы о семье легли на плечи старших братьев, уехавших в Вятку в поисках заработка.

По настоянию отца, следуя примеру брата Виктора, Аполлинарий учится в духовном училище. Первые уроки рисования брал у своего старшего брата, который, занимаясь в художественных заведениях Петербурга, приезжал летом на Родину и у ссыльного польского художника Михаила Францевича Андриолли. Не поступив в Академию художеств, увлекшись народническими идеями, в 1877 году Васнецов успешно сдаёт экзамен на звание народного учителя, служит в селе Быстрица чуть больше года.
 Оставив учительство, уезжает в Москву. Уже в первые годы пребывания в Москве у художника появляется особый интерес к её архитектурным памятникам, который впоследствии вылился в серьёзное увлечение, определившее одну из существенных сторон его творчества.

В Москве Васнецов начал усиленно заниматься живописью, как бы стремясь наверстать потерянное время, много времени уделяет изучению истории и археологии. Убедительность и  притягательная сила исторических картин А.М. Васнецова проистекают не только от мастерства художника, не только от его умения показать разнообразие типов людей и зданий, но и от глубокого знания истории, русского быта, русской архитектуры.  Секрет успеха в том, что Аполлинарий Михайлович был не только художником, но и  исследователем-историком. Он долгие годы работал в архивах и музеях, изучая подлинные описания городских хором, массовых строений, гигантской плавильни Пушечного двора, исчезнувших каменных башен Белого города, исследуя подробные планы Москвы 17-18 веков. Свои исследования художник  и историк Москвы воплощал в  рисунках, многочисленных эскизах, картинах, он сделал ряд научных сообщений о своих открытиях и реконструкциях на заседаниях «Старой Москвы», на которых проходило и обсуждение его картин, завершавших процесс архивно-этнографического поиска. Одно из заседаний общества было целиком посвящено А.М. Васнецову как историку Москвы (оно состоялось 23 марта 1922 г.)

Понятно, что художника такого мастерства и знаний истории охотно приглашали оформлять спектакли русской тематики – он участвовал в постановках «Хованщины» М.П. Мусоргского, «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Садко» Н.А. Римского-Корсакова, «Опричника» П.И. Чайковского и т.д.


 Аполлинарий Михайлович был вообще человеком разносторонних интересов. Кроме большой художественной деятельности он с увлечением  занимался литературным трудом – писал повести и рассказы, которые печатались в журналах того времени. Он много путешествовал и свои впечатления от поездок печатал в виде путевых заметок.

В 90-х годах написал книгу «Художество», где отстаивает свои взгляды на реалистическое искусство. Философское рассуждение на тему «Происхождение красоты» Аполлинарий Михайлович публикует в книге «Вопросы теории и психологии творчества».

С детства под влиянием отца он увлекся астрономией. Когда в Москве было создано Общество любителей астрономии, членом-учредителем его стал А.М. Васнецов. До конца своих дней он был активным деятелем этого общества. Кроме этого семнадцать лет руководя пейзажным классом в Училище живописи, ваяния и зодчества, являясь членом-учредителем Союза русских художников, членом  Археологического общества, участником различных комиссий по сохранению памятников русской культуры , большую часть жизни занимаясь общественной деятельностью  всегда оставался патриотом своей Родины. По-прежнему  его пленяет старая Москва – сколько жизни в этой старине!

«Писать... писать с натуры. Пока глаза видят и руки держат кисть!..» - было всегда единственным желанием художника. Аполлинарий  Михайлович Васнецов умер 23 января 1933 года. Его похоронили на Введенском кладбище, подле старшего брата.

Литература:

 Васнецов Аполлинарий Михайлович [Текст] // История русской живописи. 90-е годы ХIХ века.- 2006.-С.88- 121.

Книга содержит этапы жизни и творчества художника.
 Аполлинарий Михайлович Васнецов [Текст] // 50 великих русских художников, 2008.- С. 52-57.

Энциклопедические данные о жизни и творчестве выдающегося художника конца ХIХ - начала ХХ века А. Васнецова.
 Беспалова, Л. Аполлинарий Михайлович Васнецов. 1856 – 1933 [Текст] /Л. Беспалова.- М.: «Искусство», 1956.-174 с.: ил.

Книга Беспаловой, вышедшая к 100–летию со дня рождения Аполлинария Михайловича Васнецова,  знакомит читателей с жизнью и творчеством выдающегося русского художника-пейзажиста. Доступный, интересный слог, иллюстрации, история создания и анализ картин в тексте делают книгу увлекательной.
 Кудрявцева, Л. С. Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы: Повесть[Текст] //Л.С. Кудрявцева.- М.: Дет .лит, 1991.-111 с.: фото, иллюстрации.

Лидия Кудрявцева написала повесть о том, как  два брата, родивщиеся и выросшие в глухом краю России, стали самобытными художниками – очень разными, но едиными  в главном – любви к России, своему народу, родной природе, к истории своего Отечества. Одна из глав посвящена младшему брату – Аполлинарию, не получившего художественного образования, воспитавшего самого себя. Он стал не только известным художником-пейзажистом, но и учёным. Аполлинарий Васнецов занимался археологией, астрономией, а в историю русской живописи вошёл как певец старой Москвы и мастер поэтического пейзажа.

Раздел II. Облик старой Москвы (Москва в творчестве А.М.Васнецова)

«Москва, Москва!
Люблю тебя как сын,
Как русский, -
Сильно, пламенно и нежно!
»
М. Лермонтов

 Наиболее ярко и самобытно раскрылось дарование художника в серии картин, связанных с историей Москвы. Композиции, посвященные Москве, неповторимому ансамблю Кремля, пронизаны любовью к народу. К его истории, что делает их ещё  более правдивыми и убедительными. Полотна А. М. Васнецова создают яркий зрительный ряд к тем событиям в Москве, которые постоянно вызывают широкий интерес, помогают найти ответ на многие волнующие вопросы, приобщают к событиям родной истории.

Аполлинарий Михайлович обладал даром устанавливать невидимую связь со зрителем, будить его воображение. доставлять радость и удовлетворение от встречи с прошлым. Произведения художника исторического характера до сих пор служат прекрасными иллюстрациями к любой теме, раскрывающей историю столицы и её Кремля. Заслуга художника в том, что он создал целый цикл картин, стараясь привлечь внимание к важнейшим этапам в жизни родного города.

А началось всё с любви к науке, проявившийся у художника ещё в детские годы, в зрелом возрасте эта любовь послужила фундаментом, позволившим донести до зрителя аромат времени в сочетании с убедительной достоверностью в облике исторической столицы.

Вот как он сам говорит об этом:  «Многие задавали мне вопрос – почему я занялся старой Москвой и так увлёкся ею?.. Главной причиной было то, что я вообще люблю науку: собирать материал, классифицировать факты, изучать их и т.д., в данном случае факты археологического значения. Всё это вероятно, и послужило главной причиной тому, что для  всех интересующихся искусством, на мне будто написано: «старая Москва».
 Началось это увлечение с иллюстраций «Песни о купце Калашникове» в юбилейном издании М. Ю. Лермонтова в 1891 г. В 1897 году С. И. Мамонтов предлагает художнику написать декорации к опере «Хованщина» М. Мусорского для своей частной оперы, а дальше появляется целый ряд картин на исторические сюжеты. В изобразительном искусстве была открыта совершенно новая страница.  

Уникальность жанра, созданного Аполлинарием  Михайловичем, может быть объяснима особенностями его натуры, он был редкой личностью, в которой сочетались романтическое восприятие художника и трезвый  анализ учёного. Эти качества позволили выработать ему свой метод создания холстов, которым предшествовала большая исследовательская работа.

Москва  А. Васнецова – не только многообразная  архитектура  дворцов, домов и крепостных башен, это полнокровная жизнь горожан, их будни и праздники, труд, осадное сидение, торговля… Авторы исторических  картин очень часто ограничиваются показом событий, той или иной драматической ситуации и участвующих в ней персонажей; город или пейзаж для них нередко являются  лишь неизбежным фоном.

У Аполлинария  Васнецова город – многоликий герой истории. Улицы Москвы заполнены  всадниками,  возками, каретами, пешеходами, ватагами  скоморохов, нищими и юродивыми, боярами, дьяками, торговками, стрельцами, работными людьми.

Москва–река на полотнах художника также всегда многолюдна – и на воде, и на широком прибрежье ладьи, мостки, бани, склады товаров, грузчики, кони, купцы, корабельщики.

Каждая картина как бы стереоскопична; это достигается за счёт того, что помимо фигур и строений  первого плана художник показывает отдалённую глубину городских теснин – там тоже идёт своя жизнь: бабы с вёдрами на коромыслах, мальчишки с собаками, коровы, пасущиеся у крепостных стен. А вдали, на  горизонте, - величественный Кремль, золотые маковки церквей, узорчатое нарышкинское барокко.

Художник всю жизнь строго придерживался правила, о котором он сказал так: «Художник может не быть учёным, но нельзя не быть патриотом своего города». Аполлинарий  Михайлович был художником, учёным и патриотом, именно таким вошёл он в историю русского изобразительного искусства.

 

 

 Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля
Юрием Долгоруким в 1156 г. А. М. Васнецов. Акварель. 1917.

 

 

 Основание города Москвы. Постройка первых стен Кремля.
(Строительство деревянных стен Кремля. ХII век.) А. М. Васнецов. 1903.

 

 Царская площадка и Красное крыльцо
Грановитой палаты в Кремле. 1904.

 

 

 Площадь перед церковью
(Улица в городе).

 

 

 Эскиз декорации к опере
П.И.Чайковского «Опричник». 1911.

 

 

Стены Деревянного города. Старая Москва
(Стена Деревянного орода над рекой Яузой. Москва 17 века). 1920.

 

 

 На крестце в Китай–городе. 1902.

 

 
Книжные лавочки на Спасском мосту в 17 веке. 1922. 
 
 Спасские Водяные ворота Китай-города в 17 веке. 1922.

 

 Воскресенский мост в 17 веке. 1921.

 

 

 Пушечно-литейный двор на реке Неглинской в 17 веке. 1918.

 

 
Лубяной торг на Трубе. 17 век. 1926.
 
Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало 17 века. 1913.

Москва при Иване Грозном. Красная площадь. 1902.

Литература:

 Москва в творчестве А. М. Васнецова: Сборник [Текст].- М.: Московский  рабочий, 1986. – 272 с.: ил.

В настоящем издании читателю предлагается 19 статей  Аполлинария Михайловича, написанных за период 1910-1928 гг. Они посвящены и отдельным сооружениям Москвы (иногда давно исчезнувшим, как Семиверхая башня, Водяные ворота), и большим ансамблям (Кремль, Красная площадь). Особо следует отметить исторические  разыскания о городском быте:  («Книжная торговля на Спасском мосту», «Облик старой Москвы»), которые нашли отражение в его живописи и графике. В публикуемых статьях раскрывается долгий и кропотливый труд художника по восстановлению облика Москвы с  12 по 18 век.
 Васнецов, А. М. Облик старой Москвы [Текст] / Аполлинарий Васнецов // Юный художник.-1995.-№ 7.-С.10 – 14.

Городской быт старой Москвы раскрывает в рекомендованной статье художник-историк А. Васнецов.
 Ядохина, Е. Предвидения художника [Текст] / Е. Ядохина // Художник.- 1993.-№ 5.- С.22 – 23.

В начале ХХ века особое внимание А. М. Васнецов стал уделять архитектурным проектам. Путешествуя по России, он изучал памятники древнерусской архитектуры, делал зарисовки с натуры в древних городах, что нашло отражение и в его архитектурных проектах. Мысли художника об особых свойствах архитектурного языка представляют и сегодня большой интерес для возрождения русских национальных традиций.