Сальвадор Дали – миф и реальность искусства ХХ века. Уже при жизни имя его было окружено ореолом мировой славы. Едва ли в художественной культуре человечества новейшего времени найдется личность, обладавшая таким творческим потенциалом и универсализмом, как Сальвадор Дали.
«Я стану гением, и мир будет восхищаться мною»
Сальвадор Дали
![]() | Сальвадор Дали – миф и реальность искусства ХХ века. Уже при жизни имя его было окружено ореолом мировой славы. |
Сальвадор Дали: миф и реальность
«Бежать впереди Истории гораздо интереснее, чем описывать её…»
Сальвадор Дали
![]() | ![]() | ![]() |
Дом, где родился Дали | Дали 1 год. 1905 г. | Семья Дали. 1910 г. |
Cальвадор Доминго Фелипе Хасинго Дали родился 11 мая 1904 года в маленьком городке Фигерас ( провинция Жиронда), в семье адвоката. Его окрестили тем же именем, что и брата, умершего в семь лет от менингита. В своей автобиографии художник пишет: «Родившись, я встал на место обожаемого покойника, которого продолжали любить через меня… Все мои последующие эксцентричные поступки, все мои непоследовательные выходки были трагической константой моей жизни: я должен был доказать самому себе, что я являюсь не моим умершим братом, но собой – живым».
|
![]() | ![]() | ![]() |
Мать Дали | Отец Дали | Сальвадор Дали |
Творческие способности проявлялись у Дали в раннем детстве. Когда ему было 14 лет, в театре Фигераса прошла выставка его произведений, привлекшая внимание критиков. В 1919 году юноша публикует в местном журнале статьи об искусстве «старых мастеров» и стихи «Когда смолкает шум». |
![]() | ![]() |
Академия художеств. 1922-1923 | Сальвадор Дали. 1929 |
Он был связан с анархистами и потому был изгнан из дома. Через своих учителей Дали узнаёт художников, подражающих французским символистам, а позже и импрессионистам, и фовистам. Возможно через мадридскую галерею Дельмо, Дали знакомится с живописью кубистов; как и многие, некоторое время сильно увлекается Пикассо. В переломный период - от кубизма к сюрреализму – Дали становится особенно активен, публикует ряд статей в каталонских авангардийских журналах, некоторые из которых вызывали бурные споры. Дух «магической вещественности» стал витать над творчеством Дали, о чем свидетельствуют лучше всего его картина «Девушка, стоящая у окна» (1925). Он серьёзно взглянул на фантастические полупортреты-полунатюрморты маньериста Арчимбольдо, на произведения Вермера. «Путь вперед» с опорой на старых мастеров был в какой-то степени предопределен. Опыт пересоздания действительности в духе авангарда в сочетании с верой в магичность реальности и традиционных способов изображения помогали постепенно находить «своё». Появилось желание делать что-то принципиально новое. |
![]() | ![]() |
Парижские сюрреалисты. 1930 | Гала и Дали. 1930 |
Гала становится своеобразным импресарио Сальвадора Дали. Зимой 1934 года Дали и Гала поженились во французском консульстве Испании и вскоре уехали в Париж. Тридцатые годы – время самых дерзких выходок Дали, время, когда он всерьёз заявляет о себе на весь мир. Об этом говорят многочисленные картины: «Фонтан» (1930), «Настойчивость памяти» (1931), «Портрет Гала» (1935), «Сон» (1937), «Изобретение монстров» (1937), «Испании» (1938) и т.д. |
![]() | ![]() | ![]() |
В 1974 году, вложив все свои средства, художник открывает Театр-музей в Фигерасе – здание фантастической архитектуры, наполненное картинами и объектами художника, с тем, чтобы это место превратилось в Мекку для любителей современного Искусства, сам же называл его «последним мавзолеем старой Испании». |
![]() |
Театр-музей Дали в Фигерасе |
«Герой есть тот, кто восстает»
«Как вы хотите понять мои картины, когда я сам, который их создал, их тоже не понимаю.
Факт, что я в тот момент, когда пишу, не понимаю моих картин, не означает,
что эти картины не имеют никакого смысла, напротив, их смысл настолько глубок,
сложен, связан, непроизволен, что ускользает от простого логического анализа».
Сальвадор Дали
Поначалу его картины поражают зрителей непривычностью. Они словно и рассчитаны на то, чтобы бросить вызов здравому смыслу, рождая болезненный протест против такого вопиющего разрыва с действительностью. Но если чуть подольше вглядеться в них, поразмыслить, то возникнут другие представления и мысли, поражающие фантастической мощью и неудержимым воображением.
История искусства ХХ века немыслима без ряда произведений Сальвадора Дали, таких, как «Предчувствие гражданской войны в Испании» и «Осенний каннибализм», «Гиперкубическое распятие» и «Атомная Леда». И дело не в его крупных, широко известных работах, а в общей концепции образа жизни и творчества художника. Он рожден был удивлять людей своими картинами, гротесковыми объектами, экстравагантным поведением, фильмами и книгами.
Произведения Дали – определенная концепция, и писал он их довольно долго, реализуя особые представления художника.
Дали, основывая свой метод и стремясь дать ему определенное художественное выражение, прибегал к отдельным приёмам, ставшим сутью его стиля. От поэтов, начиная с Артюра Рембо и графа де Лотреамона, он взял принцип столкновения отдаленных реальностей, искусство становилось соединением образов, сопоставить которые никому бы не пришло в голову. Характерны прием накладывания образов и угадывание в одном образе других. Таким способом проявляется бунт вещей и явление природы, неподвластных воле человека и старающихся занять собственное место в бытии со своим таинственным предназначением, антиутилитарностью. О последнем моменте напоминают многие знаменитые образы Дали: расплавившие часы, телефон-аппарат со слуховой трубкой в виде лангуста, диван - губы, рояль, спадающий, как драпировка. Реальность утрируется и превращается в сверхреальность. Мультираскрашенные образы (выражение самого художника) сталкиваются между собой; появляются и спонтанные образы, где одно наслаивается на другое.
Формы живут как бы по законам самозарождения, развития, борьбы, любви и смерти.
В них всегда присутствует некая интрига. Это своего рода визуальные самообразования, натуралистические и иррациональные одновременно.
![]() |
Автопортрет с шеей Рафаэля. 1920-1921 |
«Знайте, что с помощью кисти можно изобразить самую удивительную мечту,
на которую только способен ваш мозг…»
«Для начала научитесь рисовать и писать, как старые мастера,
а уж потом действуйте по своему усмотрению – и вас всегда будут уважать».
Сальвадор Дали.
![]() | ![]() | ![]() |
Вид на пляж Поал. 1920 | Квадратный портрет Луиса Буньюэля. 1924 | «Порт Алгер». 1923-1924 |
Прозрачная корова. 1928 | Раскрашенные удовольствия. 1929 | Первые дни юности. 1929 |
![]() | ![]() | ![]() |
Великий мастурбатор. 1929 | Постоянство памяти. 1931 | Загадка Вильгельма Телля. 1933 |
![]() | ![]() | ![]() |
Предчувствие гражданской войны. 1936 | Загадка Гитлера. 1937 | Мед слаще крови. 1941 |
![]() | ![]() | ![]() |
Галарина. 1945 | Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, | Женщина, сидящая у окна. 1927 |
![]() | ![]() | ![]() |
Атомная Леда. 1949 | Автопортрет (обнаженный). 1954 | Портрет Лоренса Оливье в роли Ричарда III |
![]() | ![]() | ![]() |
Мадонна Порт-Льигата. Первая версия. 1959 | Мадонна Порт-Льигата | Открытие Америки Христофором Колумбом. 1959 |
![]() | ![]() | |
Рождение божества. 1960 | Галлюциногенный тигр. 1963 | Лов тунца. 1966-1967 |
![]() | ||
Гала – королева Пуболя. 1972-1973 |
Литература:
![]() | ![]() |
Гайеман, Ж.-Л. Дали. Великий параноик: пер. с фр./ Жан-Луи Гайеман.- М.: АСТ: Астрель, 2006.- 160 с.: ил.
Французский историк искусства Жан-Луи Гайеман после защиты докторской диссертации на тему «Архитектура и сюрреализм», написал книги «Неутолённые желания» и «Дали от пуризма к сюрреализму». Работа над этими книгами дала возможность Гайеману дополнить представление читателей о Дали, одного из самых ярких и необычных игроков на художественной сцене ХХ века.
Дали, Сальвадор (1904-1989) – (Живописец) // Кто есть кто в мире. - М., 2004.- С. 412 – 413.
Медведенко, А. 30 минут с Сальвадором Дали / Анатолий Медведенко // Эхо планеты. - 2004. - №20. - С.43-47.
«Эта история началась в январе 1977 года. Счастливый случай свел меня со знаменитым испанским художником Сальвадором Дали. Рассказ о встрече я предложил одной московской газете. Он был отвергнут без объяснения причины. Сейчас самое время вспомнить о той встрече. В старом материале я не поменял ни слова». А. Медведенко.
Мириманов, В. Дали/ В. Мириманов // Искусство. - 2002. -№13. - С.1-4.
Отличительные черты характера художника - честолюбие, неутомимая энергия, артистичность натуры, отличное владение ремеслом художника, а также отвечающее требованиям времени умение организовать «своё дело», чуткость и инновация в искусстве.
Мунтян, Е. Гала. Сердце химерической формы / Е. Мунтян // Крестьянка. - 2002. - № 5. - С. 72-77.
Гала (Елена Дьяконова) стала поводырем и защитницей Дали, его музой и главным мотивом творчества. Статья Елены Мунтян знакомит читателей с любимой женщиной мастера.
Петряков, А.М. Сальвадор Дали. Божественный и многоликий / А.М. Петряков. - СПб.: Питер, 2008.- 220 с.: ил.
Книга писателя, художника и драматурга, автора романов «София» и «Римляне» А..М. Петрякова посвящена жизни и творчеству гения ХХ столетия Сальвадора Дали. Автор рассказывает о парадоксальном и фантастическом искусстве испанского художника, а также о его личной жизни и людях, с которыми сталкивала его судьба. Книгу украшают более 70 цветных репродукций картин Сальвадора Дали.
Рожин, А.И. Сальвадор Дали: миф и реальность / Александр Иванович Рожин. - М.: Республика, 1992.- 224 с.: ил.
Книга искусствоведа А.И. Рожина – одно из первых на русском языке изданий о творчестве выдающегося художника. Автор стремиться к объективности оценки наследия мастера, анализирует его произведения в социально-историческом, нравственном контексте. По сути дела, книга представляет читателю краткую историю сюрреализма – одного из самых оригинальных, необычных направлений в изобразительном искусстве.
Рожин, А.И. Сальвадор Дали / А.И. Рожин.- М.: Знание, 1989.- 56 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Искусство»; №9)
Сальвадор Дали // Самин, Д.К. 100 великих художников / Д.К.Самин. - М, 2007.-С. 460-464.
Настоящий художник никогда не копирует действительность, а по-своему воспроизводит её и толкует. Любителей и ценителей мировой живописи данная статья познакомит с жизнью и творчеством известного художника-сюрреалиста Сальвадора Дали.
Сальвадор Дали // Величайшие творения человечества. Энциклопедия. - М, 2001. - С.277.
О картине «Предчувствие гражданской войны».
Турчин, В.С. Задумчивость Дали как мировоззрение /В.С. Турчин // Турчин, В.С. Образ двадцатого…- М., 2003.- С.268 -283.
«Сколько можно найти слов, чтобы хоть как-то характеризовать искусство Дали и его судьбу! Ошеломляющий, обескураживающий, патологическое животное, маньяк, максималист, анархист, бунтарь, гений, паяц…И все это об одном
человеке, жившем активно и активно творившем…» Турчин.В.С.
Хан–Магомедова, В. Унесёмся в дали Дали / В. Хан-Магомедова // Искусство.- 2001. - № 4.- С. 23.