Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Сальвадор Дали – миф и реальность искусства ХХ века. Уже при жизни имя его было окружено ореолом мировой славы. Едва ли в художественной культуре человечества новейшего времени найдется личность, обладавшая таким творческим потенциалом и универсализмом, как Сальвадор Дали.

«Я стану гением, и мир будет восхищаться мною»
Сальвадор Дали

 

Сальвадор Дали – миф и реальность искусства ХХ века. Уже при жизни имя его было окружено ореолом мировой славы.

Едва ли в художественной культуре человечества новейшего времени найдется личность, обладавшая таким творческим потенциалом и универсализмом, как Сальвадор Дали. Магическая притягательность его произведений вселяет необъяснимый ужас и восторг, разочарование и надежду, низвергает в бездну страстей и искушений.

По сей день жизнь и творчество Дали вызывает множество споров.

Мы надеемся, что подборка материала данной выставки не только поможет Вам лучше узнать великого художника, но и даст ответы на многие вопросы.

Сальвадор Дали: миф и реальность

«Бежать впереди Истории гораздо интереснее, чем описывать её…»
Сальвадор Дали

 

Дом, где родился Дали

Дали 1 год. 1905 г.

Семья Дали. 1910 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Cальвадор Доминго Фелипе Хасинго Дали родился 11 мая 1904 года в маленьком городке Фигерас ( провинция Жиронда), в семье адвоката. Его окрестили тем же именем, что и брата, умершего в семь лет от менингита. В своей автобиографии художник пишет: «Родившись, я встал на место обожаемого покойника, которого продолжали любить через меня… Все мои последующие эксцентричные поступки, все мои непоследовательные выходки были трагической константой моей жизни: я должен был доказать самому себе, что я являюсь не моим умершим братом, но собой – живым».

Избалованный ребенок в руках трёх женщин: мамы, бабушки, затем и младшей сестры, если не считать многочисленных нянек – таким был малыш Сальвадор. Это был тиран, страстно обожаемый в семье, которая находилась под величественной властью отца.

 

 

Мать Дали

Отец Дали

Сальвадор Дали

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческие способности проявлялись у Дали в раннем детстве. Когда ему было 14 лет, в театре Фигераса прошла выставка его произведений, привлекшая внимание критиков. В 1919 году юноша публикует в местном журнале статьи об искусстве «старых мастеров» и стихи «Когда смолкает шум».

Не без труда сдав в 1921 году экзамены на аттестат зрелости, Сальвадор поступает в мадридскую Академию изящных искусств в Сан-Фернандо В Академии Дали научился технике, характерной для его будущего творчества, которая позволяла ему придавать своим картинам эффект оптической иллюзии. Уже тогда проявилась его фантастическая работоспособность: Дали начинал работать с утра и заканчивал поздним вечером. В 1924 году юный художник принял участие в студенческих волнениях, на какое - то время был из академии исключен, затем восстановлен.

 

Академия художеств. 1922-1923

Сальвадор Дали. 1929

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Он был связан с анархистами и потому был изгнан из дома. Через своих учителей Дали узнаёт художников, подражающих французским символистам, а позже и импрессионистам, и фовистам. Возможно через мадридскую галерею Дельмо, Дали знакомится с живописью кубистов; как и многие, некоторое время сильно увлекается Пикассо. В переломный период - от кубизма к сюрреализму – Дали становится особенно активен, публикует ряд статей в каталонских авангардийских журналах, некоторые из которых вызывали бурные споры. Дух «магической вещественности» стал витать над творчеством Дали, о чем свидетельствуют лучше всего его картина «Девушка, стоящая у окна» (1925). Он серьёзно взглянул на фантастические полупортреты-полунатюрморты маньериста Арчимбольдо, на произведения Вермера. «Путь вперед» с опорой на старых мастеров был в какой-то степени предопределен. Опыт пересоздания действительности в духе авангарда в сочетании с верой в магичность реальности и традиционных способов изображения помогали постепенно находить «своё». Появилось желание делать что-то принципиально новое.

С февраля по октябрь 1927 года Сальвадор служит в армии. Он публикует поэму в прозе «Св. Себастьян» и разрабатывает эстетическую теорию «Священной объективности».

В 1929 году Дали присоединяется к группе сюрреалистов, направлению в искусстве, где делается попытка выразить действительное движение мысли словами, рисунком или любым другим способом. В том же году Дали пробует себя в кинематографе: совместно с Бунюэлем он делает два ставших уже классикой фильма – «Адалузский пёс» (1928) и «Золотой век» (1930). В 1929 году после раскола сюрреалистов Дали становиться главой нового центра и организует свою первую выставку в Париже.

Летом того же 1929 года Дали в небольшом городке Кадакесе знакомится с Еленой Дьяконовой (Гала). Инфантильный образ идеальной женщины материализуется, трансформируется в живого человека, женщину из плоти. К тому времени Дали, по своему собственному утверждению, находился буквально на грани безумия. Его состояние сильно влияло на творчество, картины становятся более вычурными и насыщенными всякими странностями. В 1930 году художник начинает разрабатывать свой «параноидно-критический метод» - объективизация безумия. В качестве синтеза он предлагает визионерскую живопись, которая в многочисленных деталях сплавляет реальность и сон, человека и природу, так что каждый образ может скрывать в себе другой образ.
Дали агрессивно вторгается в традиционные человеческие представления, находя в подсознательном эротику и кошмары. Он смело нарушает ситуации нейтралитета смысла, волшебные фантасмагории являются развитием концепции Франсиско Гойи «Сон разума порождает чудовищ». Его мир сознательно перевернутый. Дали неоднократно говорил, что его картины – воспоминания, не локализованные в пространстве.

 

Парижские сюрреалисты. 1930

Гала и Дали. 1930

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гала становится своеобразным импресарио Сальвадора Дали. Зимой 1934 года Дали и Гала поженились во французском консульстве Испании и вскоре уехали в Париж. Тридцатые годы – время самых дерзких выходок Дали, время, когда он всерьёз заявляет о себе на весь мир. Об этом говорят многочисленные картины: «Фонтан» (1930), «Настойчивость памяти» (1931), «Портрет Гала» (1935), «Сон» (1937), «Изобретение монстров» (1937), «Испании» (1938) и т.д.

После недолгого пребывания во Франции молодожёны отправляются в США. Выставка художника в галерее на Мэдисон-авеню прошла с огромным успехом, его полотна отлично продавались. Как не странно, американцам Дали оказался куда ближе, чем консервативным жителям Старого света. Дали и Гала возвращаются в Европу. Но узнав о том, что началась Вторая мировая война, вновь переплывают океан уже до 1948 года.

Помимо чисто коммерческих заказов и полотен, которые были на «ура» приняты покупателями, но оцениваются потомками художника, мягко говоря, неоднозначно, Дали создаёт ряд настоящих шедевров. Среди них всемирно известные полотна: «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944), «Атомная Леда» (1947), «Тайная вечеря» (1955), «Открытие Америки Колумбом» (1958-1959) и другие.

Гала по-прежнему является источником вдохновения для Дали. «Гала для меня – говорит он, – то же, чем была для Рафаэля Форнарина...»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1974 году, вложив все свои средства, художник открывает Театр-музей в Фигерасе – здание фантастической архитектуры, наполненное картинами и объектами художника, с тем, чтобы это место превратилось в Мекку для любителей современного Искусства, сам же называл его «последним мавзолеем старой Испании».

Годы берут своё, и всё чаще бывают в доме врачи. Все реже случаются минуты радости. После ухода из жизни Галы художник все больше и больше замыкается в себе. Он с трудом переживает её смерть. 23 января 1989 года в его доме – музее случился пожар. Дали не пожелал покинуть дом и погиб. Он снова воссоединился с Галой.

Великий мастер умер в возрасте 84 лет. Жизнь Дали – грешника и праведника, мистификатора и мятежника – была долгой, но не вечной, однако произведения художника сделали его имя бессмертным. И, несмотря на то, что его не раз предавали анафеме, обвиняя чуть ли не во всех смертных грехах и злодействе, преступлениях против человечества, его искусство, как божественное провидение, открывает путь чувству и разуму к Вере и Истине – непреходящим духовным, гуманистическим ценностям.

 

Театр-музей Дали в Фигерасе


«Герой есть тот, кто восстает»

«Как вы хотите понять мои картины, когда я сам, который их создал, их тоже не понимаю.
Факт, что я в тот момент, когда пишу, не понимаю моих картин, не означает,
что эти картины не имеют никакого смысла, напротив, их смысл настолько глубок,
сложен, связан, непроизволен, что ускользает от простого логического анализа».
Сальвадор Дали

Поначалу его картины поражают зрителей непривычностью. Они словно и рассчитаны на то, чтобы бросить вызов здравому смыслу, рождая болезненный протест против такого вопиющего разрыва с действительностью. Но если чуть подольше вглядеться в них, поразмыслить, то возникнут другие представления и мысли, поражающие фантастической мощью и неудержимым воображением.

История искусства ХХ века немыслима без ряда произведений Сальвадора Дали, таких, как «Предчувствие гражданской войны в Испании» и «Осенний каннибализм», «Гиперкубическое распятие» и «Атомная Леда». И дело не в его крупных, широко известных работах, а в общей концепции образа жизни и творчества художника. Он рожден был удивлять людей своими картинами, гротесковыми объектами, экстравагантным поведением, фильмами и книгами.
Произведения Дали – определенная концепция, и писал он их довольно долго, реализуя особые представления художника.

Дали, основывая свой метод и стремясь дать ему определенное художественное выражение, прибегал к отдельным приёмам, ставшим сутью его стиля. От поэтов, начиная с Артюра Рембо и графа де Лотреамона, он взял принцип столкновения отдаленных реальностей, искусство становилось соединением образов, сопоставить которые никому бы не пришло в голову. Характерны прием накладывания образов и угадывание в одном образе других. Таким способом проявляется бунт вещей и явление природы, неподвластных воле человека и старающихся занять собственное место в бытии со своим таинственным предназначением, антиутилитарностью. О последнем моменте напоминают многие знаменитые образы Дали: расплавившие часы, телефон-аппарат со слуховой трубкой в виде лангуста, диван - губы, рояль, спадающий, как драпировка. Реальность утрируется и превращается в сверхреальность. Мультираскрашенные образы (выражение самого художника) сталкиваются между собой; появляются и спонтанные образы, где одно наслаивается на другое.

Формы живут как бы по законам самозарождения, развития, борьбы, любви и смерти.

В них всегда присутствует некая интрига. Это своего рода визуальные самообразования, натуралистические и иррациональные одновременно.

Автопортрет с шеей Рафаэля. 1920-1921

«Знайте, что с помощью кисти можно изобразить самую удивительную мечту,
на которую только способен ваш мозг…»

«Для начала научитесь рисовать и писать, как старые мастера,
а уж потом действуйте по своему усмотрению – и вас всегда будут уважать».
Сальвадор Дали.

Вид на пляж Поал. 1920

Квадратный портрет Луиса Буньюэля. 1924

«Порт Алгер». 1923-1924

Прозрачная корова. 1928

Раскрашенные удовольствия. 1929

Первые дни юности. 1929

Великий мастурбатор. 1929

Постоянство памяти. 1931

Загадка Вильгельма Телля. 1933

Предчувствие гражданской войны. 1936

Загадка Гитлера. 1937

Мед слаще крови. 1941

Галарина. 1945

Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната,
за секунду до пробуждения. 1944

Женщина, сидящая у окна. 1927

Атомная Леда. 1949

Автопортрет (обнаженный). 1954

Портрет Лоренса Оливье в роли Ричарда III

Мадонна Порт-Льигата. Первая версия. 1959

Мадонна Порт-Льигата

Открытие Америки Христофором Колумбом. 1959

Рождение божества. 1960

Галлюциногенный тигр. 1963

Лов тунца. 1966-1967

 
 
 

Гала – королева Пуболя. 1972-1973

 

Литература:

Гайеман, Ж.-Л. Дали. Великий параноик: пер. с фр./ Жан-Луи Гайеман.- М.: АСТ: Астрель, 2006.- 160 с.: ил.
Французский историк искусства Жан-Луи Гайеман после защиты докторской диссертации на тему «Архитектура и сюрреализм», написал книги «Неутолённые желания» и «Дали от пуризма к сюрреализму». Работа над этими книгами дала возможность Гайеману дополнить представление читателей о Дали, одного из самых ярких и необычных игроков на художественной сцене ХХ века.

Дали, Сальвадор (1904-1989) – (Живописец) // Кто есть кто в мире. - М., 2004.- С. 412 – 413.

Медведенко, А. 30 минут с Сальвадором Дали / Анатолий Медведенко // Эхо планеты. - 2004. - №20. - С.43-47.
«Эта история началась в январе 1977 года. Счастливый случай свел меня со знаменитым испанским художником Сальвадором Дали. Рассказ о встрече я предложил одной московской газете. Он был отвергнут без объяснения причины. Сейчас самое время вспомнить о той встрече. В старом материале я не поменял ни слова». А. Медведенко.

Мириманов, В. Дали/ В. Мириманов // Искусство. - 2002. -№13. - С.1-4.
Отличительные черты характера художника - честолюбие, неутомимая энергия, артистичность натуры, отличное владение ремеслом художника, а также отвечающее требованиям времени умение организовать «своё дело», чуткость и инновация в искусстве.

Мунтян, Е. Гала. Сердце химерической формы / Е. Мунтян // Крестьянка. - 2002. - № 5. - С. 72-77.
Гала (Елена Дьяконова) стала поводырем и защитницей Дали, его музой и главным мотивом творчества. Статья Елены Мунтян знакомит читателей с любимой женщиной мастера.

Петряков, А.М. Сальвадор Дали. Божественный и многоликий / А.М. Петряков. - СПб.: Питер, 2008.- 220 с.: ил.
Книга писателя, художника и драматурга, автора романов «София» и «Римляне» А..М. Петрякова посвящена жизни и творчеству гения ХХ столетия Сальвадора Дали. Автор рассказывает о парадоксальном и фантастическом искусстве испанского художника, а также о его личной жизни и людях, с которыми сталкивала его судьба. Книгу украшают более 70 цветных репродукций картин Сальвадора Дали.

Рожин, А.И. Сальвадор Дали: миф и реальность / Александр Иванович Рожин. - М.: Республика, 1992.- 224 с.: ил.
Книга искусствоведа А.И. Рожина – одно из первых на русском языке изданий о творчестве выдающегося художника. Автор стремиться к объективности оценки наследия мастера, анализирует его произведения в социально-историческом, нравственном контексте. По сути дела, книга представляет читателю краткую историю сюрреализма – одного из самых оригинальных, необычных направлений в изобразительном искусстве.

Рожин, А.И. Сальвадор Дали / А.И. Рожин.- М.: Знание, 1989.- 56 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Искусство»; №9)

Сальвадор Дали // Самин, Д.К. 100 великих художников / Д.К.Самин. - М, 2007.-С. 460-464.
Настоящий художник никогда не копирует действительность, а по-своему воспроизводит её и толкует. Любителей и ценителей мировой живописи данная статья познакомит с жизнью и творчеством известного художника-сюрреалиста Сальвадора Дали.

Сальвадор Дали // Величайшие творения человечества. Энциклопедия. - М, 2001. - С.277.
О картине «Предчувствие гражданской войны».

Турчин, В.С. Задумчивость Дали как мировоззрение /В.С. Турчин // Турчин, В.С. Образ двадцатого…- М., 2003.- С.268 -283.
«Сколько можно найти слов, чтобы хоть как-то характеризовать искусство Дали и его судьбу! Ошеломляющий, обескураживающий, патологическое животное, маньяк, максималист, анархист, бунтарь, гений, паяц…И все это об одном
человеке, жившем активно и активно творившем…» Турчин.В.С.

Хан–Магомедова, В. Унесёмся в дали Дали / В. Хан-Магомедова // Искусство.- 2001. - № 4.- С. 23.