Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Всероссийский день семьи, любви и верности отмечается в России 8 июля. В народе 8 июля, День Петра и Февронии, уже давно считается счастливым для любви, и этот день просто создан для свадеб. Выйдя из церковного календаря, этот праздник стал общероссийским.
Символично, что Всероссийский день семьи, любви и верности впервые отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи. Этот праздник в России учрежден по инициативе депутатов Государственной Думы.

Семья — поистине высокое творенье,
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье,
Она для нас основа всех начал

 Отношения в казачьей семье

Традиционно-бытовая и семейная культура оренбургского казачества с начала своего возникновения вбирала в себя наиболее рациональные элементы быта, обрядов, обычаев, ритуалов и нравов всех значительных этнических групп состава населения оренбургского края.

В Казачьем домострое закреплялись и регламентировались наиболее рациональные, проверенные веками, традиционные отношения в семье. Из всего многообразия обычаев и традиций отбирались наиболее гуманистические и наиболее пригодные к русскому пониманию и быту.

У казаков не было письменного домостроя, но он существовал и был неоспорим, как руководство, избавляющее от многих лишних забот и проблем, обременяющих создание и существование семьи.
Непосредственным носителем и воспроизводителем казачьих традиций являлась казачья семья.

«Семья — святыня брака. Никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без ее просьбы. Семья — основа казачьего общества», – гласит Казачий домострой.
Нравственные устои в казачьей семье были не ими придуманы, а заповеданы народными традициями.

Казаки традиционно ценили родственные связи, стремились к единению семьи, чему способствовало и проведение общих праздников и торжеств: смотрин, рождение ребёнка, свадеб и т. д.
Созданию семьи, рождению и воспитанию детей казаки придавали чрезвычайно важное значение.

Авторитет родителей, чувство супружеского долга, честь семьи, личная ответственность родителей за воспитание детей были главными ориентирами казачьей семьи.

В казачьей семье на конкретных примерах воспитывалось истинное понимание таких жизненно важных категорий, как «совесть», «честь», «добро и зло», «правда и ложь», «любовь и уважение», «свобода и ответственность» и др.

В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой определялось согласно христианского учения (священного писания). «Не муж для жены, а жена для мужа». «Да убоится жена мужа». При этом придерживались вековых устоев — мужчина не должен вмешиваться в женские дела, женщина — в мужские. Обязанности были строго регламентированы самой жизнью.

Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству, как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями.

Однако, главенствующая роль как в семье, так и в казачьем обществе, принадлежало мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта.

Авторитет отца в казачьей семье был непререкаем: «Глава семьи — отец, с него что слово атамана для войска» (Казачий домострой). Безусловно, этот авторитет мог поддерживаться только безупречным поведением самого родителя: он должен быть чист морально и быть примером для детей.

Слово хозяина семьи было неоспоримо для всех его членов, и примером в этом являлась жена казака — мать его детей.
     
В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении её правами мужчины не было необходимости.

Уважительное отношение к женщине — матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены — по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.
Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее — ибо женщина — будущее твоего народа.

Будущих жён  и матерей, мужей и отцов воспитывает женщина. Женщины (бабушка, мать) были главными, когда справляли обряды, связанные с различными этапами жизни ребёнка.

Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все взрослое население хутора, станицы. За непристойное поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши», а то и «угостить» легкой оплеухой, сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно «добавят».

Почитание стариков в казачестве было безграничным, поскольку старики выступали хранителями казачьих обычаев и традиций.

Преклонение перед старшими закреплялось не только обычаями, но и официальными, “писанными”, казачьими законами.

Статья 556 гласила: “В суждении и решении дел общественных станичный Сбор имеет главным основанием, чтобы меры взыскания служили к неослабному сохранению и утверждению древних обычаев, доброй нравственности и уважения к старшим”. Ст. 568 того же закона, касающаяся обязанностей станичного атамана, предусматривала: “Станичный атаман обязан наблюдать за тем, чтобы казаки оказывали должное уважение к старикам”.

Распоряжения старших выполнялись беспрекословно. Ко всем старикам, включая и родителей, обращались только “на Вы”.

Младший, даже после женитьбы, не имел права закурить перед старшим. Молодежь вообще не имела права садиться в присутствии стариков.

Бывало, что пожилой старик мог беспрепятственно наказать взрослых сыновей, у которых могли быть уже внуки.

Не следует полагать, что почитание старших в казачестве насаждалось только силовыми методами. Сам образ жизни казаков, множество традиций и обычаев способствовало тому, что у молодого поколения вырабатывалось чувство поклонения и уважения к старшим.

Почитание старших в казачьем обществе шло наравне с почитанием детей – продолжателей казачьего рода. Дети, вырастая, создав семью, также бережно относились к своему потомству и учили его уважительному отношению к старшим, окружали пожилых вниманием и заботой. Уважение к родителям считалось первой нравственной заповедью детства.

Семья в казачьей общине была важнейшим институтом воспитания детей и подростков. Союз двух людей ещё не составляет семью: она появляется и укрепляется с рождением детей.
Казачьи семьи традиционно были многодетными, в них были дети разных возрастов. Многодетностью гордились. У старших формировалось ответственное отношение к младшим, а у малышей – обязанности перед старшими.

Ребёнку в казачьей семье с самого раннего детства внушались идеи сущности греха, праведной жизни, основы достойного поведения. Дети наблюдали, как родители подают нищим, помогают обедневшим, ухаживают за больными… Идеи милосердия и сострадания, таким образом, имели у казаков не абстрактный характер, а были наполнены конкретным жизненным содержанием. Семейные обычаи передавали детям образцы конкретных поступков и указывали, что следует, а чего не следует делать. Ребёнок воспитывался всем образом казачьей жизни: религиозными обрядами, одеждой, народными ремёслами, бытовыми ритуалами, что в своей совокупности и составляло ценностный потенциал семьи.

С раннего детства казаки приучали детей ценить труд и время. Детей всегда хвалили и поощряли за добросовестно выполненную работу.
Большое внимание в казачьих семьях уделялось образованию детей. Поощрялось образование как церковное, так и светское.

Традиции нескольких поколений в казачьей семье позволяли ребёнку осознать свою связь с общими предками и гордиться своей семьёй.      

Огромную роль в казачестве играло крестничество. Крестничество особая обрядность, которая связывала казаков особым «духовным родством». Во многих случаях крестный отец и мать несли большую ответственность за крестника, чем его родители. На крестном  лежала полная ответственность за духовное воспитание крестника. Особая роль выпадала на долю крестных, когда ребенок сиротел или умирал (погибал) один из родителей. Крестные неукоснительно контролировали жизнь крестника или крестницы в новой семье и могли без разговоров забрать ребенка себе, если видели дурное с ним обращение.

Казаки стремились строить семью на любви, на вере и ответственности не только перед каждым членом семьи, но и перед своими соседями. Таким образом, казачья семья являлась не только продолжателем вековых казачьих устоев, но и оплотом всего казачьего сообщества.
Составитель: Сиродичян И. А,  зав. отделом краеведения ЦБ им. Горького