«Нет в России даже дорогих могил, может быть и были – только я забыл. Нету Петербурга, Киева, Москвы – может быть и были, да забыл, увы...». Кто знает, не эти ли строки Георгия Иванова лучше всего передают трагедию русской эмиграции? Катаклизмы ХХ века раскололи нацию на ту часть, что осталась на Родине, и на ту, которой пришлось оказаться в изгнании, вынужденном ли, добровольном ли.
К эмиграции первой волны отношение менялось – от опасливо-ледяного (типа «окопавшееся за границей белоэмигрантское отребье») до неофитски-восторженного в годы перестройки, когда мощным валом началось возвращение забытых и запретных имен наших великих соотечественников. Русское зарубежье стало чем-то вроде найденной вновь Атлантиды.
Для многих эмиграция была спасением – от преследований, от тюрьмы, от гибели в Советской России. Для других – попыткой обрести лучшее будущее, более обеспеченное и предсказуемое. И для подавляющего большинства, вне зависимости от причин, забросивших их в заграничные скитания, это была большая трагедия отрыва от родной почвы.
В книге «Русское зарубежье. Великие соотечественники» собраны очерки о сорока пяти представителях первой эмигрантской волны. Люди разных национальностей и вер, принадлежавшие к разным сферам – от культуры до науки, к разным социальным слоям, к различным политическим партиям. У каждого из них была своя судьба – у кого более счастливая, у кого менее. Объединяет их то, что остались они без России. И, что не менее прискорбно, Россия осталась без них. Можно только гадать о том, что было бы, если бы нашим соотечественникам не пришлось избрать для себя эмигрантскую долю, насколько богаче могла оказаться отечественная культура, десятилетия пребывавшая в расколотом состоянии. Но... Что произошло, то произошло.
К эмиграции первой волны отношение менялось – от опасливо-ледяного (типа «окопавшееся за границей белоэмигрантское отребье») до неофитски-восторженного в годы перестройки, когда мощным валом началось возвращение забытых и запретных имен наших великих соотечественников. Русское зарубежье стало чем-то вроде найденной вновь Атлантиды.
Для многих эмиграция была спасением – от преследований, от тюрьмы, от гибели в Советской России. Для других – попыткой обрести лучшее будущее, более обеспеченное и предсказуемое. И для подавляющего большинства, вне зависимости от причин, забросивших их в заграничные скитания, это была большая трагедия отрыва от родной почвы.
В книге «Русское зарубежье. Великие соотечественники» собраны очерки о сорока пяти представителях первой эмигрантской волны. Люди разных национальностей и вер, принадлежавшие к разным сферам – от культуры до науки, к разным социальным слоям, к различным политическим партиям. У каждого из них была своя судьба – у кого более счастливая, у кого менее. Объединяет их то, что остались они без России. И, что не менее прискорбно, Россия осталась без них. Можно только гадать о том, что было бы, если бы нашим соотечественникам не пришлось избрать для себя эмигрантскую долю, насколько богаче могла оказаться отечественная культура, десятилетия пребывавшая в расколотом состоянии. Но... Что произошло, то произошло.
В книге собраны рассказы о «звездах первой величины» – таких как Федор Шаляпин и Иван Бунин, как Марк Шагал и Анна Павлова, Владимир Набоков и Игорь Стравинский. О вождях Белого движения – бароне Петре Врангеле и генерале Антоне Деникине. Об «отце» телевидения Владимире Зворыкине и великом авиаконструкторе Игоре Сикорском. О философах Николае Бердяеве и Георгии Федотове, Иване Ильине и Петре Струве...
Есть очерки и о тех, чьи имена не столь на слуху. Взять хотя бы художника, мастера портрета, выдающегося представителя Серебряного века Николая Ивановича Фешина (ему посвящен очерк «Русский американец»). А многие ли слышали об Александре Дмитриевиче Билимовиче («Экономист “белой” России»), предлагавшем развернутую программу построения нового строя будущей России? Его личность «до сих пор остается малознакомой нашим современникам. По сравнению с фамилиями известных философов, политиков, публицистов и писателей, фамилии ученых-экономистов не вызывают особого пиитета у нынешних читателей. Между тем научные разработки многих из них достаточно продуманны и во многом остаются актуальными для сегодняшней России». Не на слуху и имя Петра Сувчинского, музыковеда, культуролога и одного из идеологов евразийства («Человек, открытый “как никто всему новому“»).
И это замечательно, что действительно многими забытые имена «прозвучали» в сборнике о великих деятелях русского зарубежья. Понятно, что сборник очерков – это не энциклопедия. А потому не может претендовать на всеохватность. И все-таки жаль, что «за бортом» книги оказалось немало великих имен. Есть прекрасный «король смеха» Аркадий Аверченко, но нет замечательной Тэффи и грустно смеющегося Саши Черного. Есть Дмитрий Мережковский – и нет мудрого мастера исторической прозы Марка Алданова. Есть поэты Георгий Иванов и Константин Бальмонт, но где же Владислав Ходасевич и Игорь Северянин? А где великий Куприн, вернувшийся умирать в Россию? Да и Марина Цветаева провела долгие годы в изгнании... Где певец старой Москвы Иван Шмелев? А Борис Зайцев? А Михаил Осоргин? Не найдем очерка ни про Александра Вертинского, ни про Петра Лещенко – а ведь при всей кажущейся незатейливости их творчества они сыграли в истории не только эмиграции, но и русской культуры и повседневной жизни огромную роль. Или казненные нацистами княгиня Вики Оболенская, героиня французского Сопротивления, и мать Мария (Елизавета Кузьмина-Караваева)...
Все это перечисление отсутствующих имен – совсем не в претензию составителям книги (для этого можно было бы указать, скажем, на некоторую «глянцевость» литературных портретов и на неоднозначное художественное оформление – но это не так уж принципиально). Это просто констатация того, насколько богатым на великие имена оказалось несчастное «русское зарубежье». И тут одним томом не отделаешься. Ничего не попишешь, надо делать продолжение.
http://www.chitaem-vmeste.ru/pages/review.php?book=1282
Есть очерки и о тех, чьи имена не столь на слуху. Взять хотя бы художника, мастера портрета, выдающегося представителя Серебряного века Николая Ивановича Фешина (ему посвящен очерк «Русский американец»). А многие ли слышали об Александре Дмитриевиче Билимовиче («Экономист “белой” России»), предлагавшем развернутую программу построения нового строя будущей России? Его личность «до сих пор остается малознакомой нашим современникам. По сравнению с фамилиями известных философов, политиков, публицистов и писателей, фамилии ученых-экономистов не вызывают особого пиитета у нынешних читателей. Между тем научные разработки многих из них достаточно продуманны и во многом остаются актуальными для сегодняшней России». Не на слуху и имя Петра Сувчинского, музыковеда, культуролога и одного из идеологов евразийства («Человек, открытый “как никто всему новому“»).
И это замечательно, что действительно многими забытые имена «прозвучали» в сборнике о великих деятелях русского зарубежья. Понятно, что сборник очерков – это не энциклопедия. А потому не может претендовать на всеохватность. И все-таки жаль, что «за бортом» книги оказалось немало великих имен. Есть прекрасный «король смеха» Аркадий Аверченко, но нет замечательной Тэффи и грустно смеющегося Саши Черного. Есть Дмитрий Мережковский – и нет мудрого мастера исторической прозы Марка Алданова. Есть поэты Георгий Иванов и Константин Бальмонт, но где же Владислав Ходасевич и Игорь Северянин? А где великий Куприн, вернувшийся умирать в Россию? Да и Марина Цветаева провела долгие годы в изгнании... Где певец старой Москвы Иван Шмелев? А Борис Зайцев? А Михаил Осоргин? Не найдем очерка ни про Александра Вертинского, ни про Петра Лещенко – а ведь при всей кажущейся незатейливости их творчества они сыграли в истории не только эмиграции, но и русской культуры и повседневной жизни огромную роль. Или казненные нацистами княгиня Вики Оболенская, героиня французского Сопротивления, и мать Мария (Елизавета Кузьмина-Караваева)...
Все это перечисление отсутствующих имен – совсем не в претензию составителям книги (для этого можно было бы указать, скажем, на некоторую «глянцевость» литературных портретов и на неоднозначное художественное оформление – но это не так уж принципиально). Это просто констатация того, насколько богатым на великие имена оказалось несчастное «русское зарубежье». И тут одним томом не отделаешься. Ничего не попишешь, надо делать продолжение.
http://www.chitaem-vmeste.ru/pages/review.php?book=1282