Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Все мы знаем, что Евгений Онегин — «лишний человек», Катерина — «луч света в темном царстве», а Обломов, хоть и лежебока, но существо высокодуховное, да и просто хороший парень, в отличие от деятельного, но «холодного» Штольца. Со школьной скамьи нас вооружают десятками штампов, через которые мы смотрим на классические произведения. Но мы предлагаем пересмотреть «пантеон» литературных персонажей.


«Эксмо» запускает проект «Герои и злодеи русской литературы», в котором редакторы издательства, филологи, критики и читатели выберут наиболее значимых для себя протагонистов и антагонистов отечественной классики (и не только).


На первом этапе мы соберем мнения наших редакторов и критиков. Второй этап будет посвящен созданию читательского списка. А на третьем с помощью открытого голосования мы выясним, как распределились места и кто из литературных героев, по мнению всех участников проекта, оказался среди первых, а кто плетется в хвосте.


И для начала предлагаем вам посмотреть на списки наших первых экспертов! Подписывайтесь на группу «Эксмо» ВКонтакте и в Телеграме, чтобы поучаствовать в составлении уникального для русской литературы рейтинга.


Валерий Печейкин, драматург и писатель


Я расположил героев в порядке убывания злодейства или геройства. Так возникло противопоставление Герасима и Кота Бегемота. Человека, который утопил любимую собаку, и Кота, который «никого не трогал». Человека, исполнившего злую волю, и существа, явившегося в мир, чтобы наказывать злодеев. Поэтому в начале списка злодеев — Герасим, покалечивший душу каждого ребенка, прочитавшего «Муму», а также учитель-садист Ардальон Передонов из «Мелкого беса» Федора Сологуба. Нет ничего страшней, чем насилие над детьми и животными.


Заканчиваются списки майором Ковалёвым из «Носа» и Крошкой сыном из стихотворения Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Ковалёв никого не убил, но его злодейство в том, что мир из высокого абсурда превращается в злой бред. Крошка сын последний в списке, потому что он пока самый маленький герой. Он только что узнал от Владимира Владимировича, чем отличается добро от зла, и теперь он идет творить добро. Пожелаем ему удачи!


Список Валерия Печейкина:

Герои Злодеи
Кот Бегемот («Мастер и Маргарита», Михаил Булгаков)
Илья Ильич Обломов («Обломов», Иван Гончаров)
Холстомер («Холстомер», Лев Толстой)
Женя («Цветик-семицветик», Валентин Катаев)
Акакий Акакиевич Башмачкин («Шинель», Николай Гоголь)
Лев Николаевич Мышкин («Идиот», Федор Достоевский)
Левша («Левша», Николай Лесков)
Анна Каренина («Анна Каренина», Лев Толстой)
Золотая рыбка («Сказка о рыбаке и рыбке», Александр Пушкин)
Крошка сын («Что такое хорошо и что такое плохо»,
Владимир Маяковский)
Герасим («Муму», Иван Тургенев)
Ардальон Передонов («Мелкий бес», Федор Сологуб)
Тараканище («Тараканище», Корней Чуковский)
Дракон («Дракон», Евгений Шварц)
Автор писем Мартину Алексеевичу («Норма», Владимир Сорокин)
Николай Ставрогин («Бесы», Федор Достоевский)
Нянька Варька («Спать хочется», Антон Чехов)
Иудушка Головлёв («Господа Головлёвы», Михаил Салтыков-Щедрин)
Алексей Молчалин («Горе от ума», Александр Грибоедов)
Майор Ковалёв («Нос», Николай Гоголь)

 

 


Юлия Селиванова, руководитель книжных проектов издательства «Эксмо»


Когда речь заходит о героях и злодеях в пространстве русской классики, из прошлого восстает демон школьных сочинений и склоняет нас к простоте суждений. Вот Митрофанушка, который — хором вторят друг другу виртуальные «учителя» — и не заслуживает любви. Вот Максим Максимыч — лучший друг «плохого» фаталиста Печорина. Вот глупый, увязший в быту старик Кирсанов, никак не желающий понять прогрессивного Базарова...


Но не стоит ли посмотреть на всех чуть внимательнее? Разве не достоин безусловной любви любой подросток — даже такой, как Митрофанушка? И не единственный ли положительный герой в комедии — его отец, который терпит тираническую жену ради того, чтобы быть рядом с сыном и защитить его? Может ли «настоящий друг» Максим Максимыч тщеславно позволять Печорину совершать одну ошибку за другой, ни разу не пытаясь его спасти? А глупый помещик Кирсанов, готовый из той же безусловной любви содержать детей и даже их странных друзей вроде Базарова, пока они не перебесятся со своими идеями переустройства мира?


По-моему, самые страшные злодеи — это те, кто не сумели сказать «нет» там, где это спасло бы сразу нескольких людей. И еще те, кто постоянно вмешивались в ход событий, считая себя вправе делать это. Например, брат главной героини купринского «Гранатового браслета» или тот же Штольц из «Обломова»...


Но и герои, и злодеи русской классики уже так давно стоят рядом, что время от времени меняются ролями. Так что одной правды, конечно, нет. Да и нужна ли она в данном случае?


Список Юлии Селивановой:

Герои Злодеи
Протоиерей Савелий Туберозов («Соборяне», Николай Лесков)
Николай Петрович Кирсанов («Отцы и дети», Иван Тургенев)
Варвара Ставрогина («Бесы», Федор Достоевский)
Дядя Евгения Онегина («Евгений Онегин», Александр Пушкин)
Фирс («Вишневый сад», Антон Чехов)
Владимир Санин («Санин», Михаил Арцыбашев)
Философ Тептелкин («Козлиная песнь», Константин Вагинов)
Федор Констан­тинович Годунов-Чердынцев («Дар», Владимир Набоков)
Господин Простаков («Недоросль», Денис Фонвизин)
Захар («Обломов», Иван Гончаров)
Мастер («Мастер и Маргарита», Михаил Булгаков)
Максим Максимыч («Герой нашего времени», Михаил Лермонтов)
Мать «бедной» Лизы («Бедная Лиза», Николай Карамзин)
Владимир Михайлович Головлёв («Господа Головлёвы», Михаил Салтыков-Щедрин)
Николай Николаевич Шеин («Гранатовый браслет», Александр Куприн)
Александр Иванович Дудкин («Петербург», Андрей Белый)
Вера Павловна («Что делать?», Николай Чернышевский)
Андрей Штольц («Обломов», Иван Гончаров)
Хома Брут («Вий», Николай Гоголь)
Лара Антипова («Доктор Живаго», Борис Пастернак)

 

Источник