Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




«Главное — дарить людям радость»

Тамара Коханова рисовала с детства. Масляной живописью стала заниматься в зрелом возрасте. Началась перестройка, и в орских магазинах появились масляные краски, которые до этого было сложно достать.

На картинах орчанки можно увидеть самые разные сюжеты. На создание одних работ автора вдохновляли прочитанные книги, на создание других – жизненные истории. В портретах кто-то может узнать знакомых.

У многих работ Тамары Кохановой интересная предыстория, будь то портреты или пейзажи. У автора есть еще нереализованные задумки, невыполненные заказы.

 

Создание картин – непростой труд. Мастерской у героини публикации нет, ей приходится работать дома, зачастую на балконе, чтобы в квартире не пахло красками. Но с творчеством она не расстается. А еще очень любит танцевать и ходит на мероприятия, где собираются единомышленники.

Источник

Глиняная игрушка с уникальной историей

Т. Коханова известна тем, что прославила орскую глиняную игрушку. Тамара Федоровна – одна из ярких представительниц творческих людей нашего степного города. Она мастер по изготовлению лаковых керамических фигурок и продолжает свою деятельность после ухода на заслуженный отдых.

Используется белая и красная глина из карьеров. Сейчас не так-то просто получить этот природный материал, однако Кохановой это удается. Пары ведер хватает на сезон. Обжигаются фигурки в обычном гараже в специальной печи – четыре часа при огромной температуре.

 – Работаю я медленно, никуда не спешу, хорошо отделываю, часок-другой посижу, на следующий день разглаживаю, ставлю под целлофановый мешок, на третий день начинаю штамповку разными инструментами, – рассказывает Тамара Федоровна. – Узоры придумываю сама. Орнаменты на игрушках ничего не символизируют. За долгие годы я выработала свой собственный стиль, приближенный к народной вышивке. Главное, чтобы изделия дарили радость людям.

Дома у мастерицы – красота! Игрушки занимают несколько полок, здесь же висят авторские картины, глиняные кашпо и даже скульптурные композиции. Игрушки она фотографирует для альбома, благодаря чему создан богатый творческий архив.

Вот терракотовый слон, а это свинка из белой глины – символ будущего года по восточному календарю – подарки для «ОХ». Мастерица готовится к каждому празднику, делая разнообразные игрушки: к Пасхе,  Дню города, Новому году...

В планах Кохановой – отвезти изделия в Оренбургский музей искусств, а также загрузить фото своих изделий в Интернет, социальные сети, чтобы их могли увидеть все желающие. Для этого Тамара Федоровна уже приобрела планшет и сейчас изучает его устройство.

Источник

Орская игрушка завоюет весь мир

Русь издавна славилась народным промыслом. Особую популярность в мире снискали художественные промыслы. Люди, живущие в самых дальних уголках планеты, знают про дымковскую игрушку, гжельскую керамику, хохломскую роспись, вологодские кружева. Зародившись в ХVII – ХVIII веках, в двадцатом столетии они превратились в натуральное производство, где изготовление оригинальных произведений поставлено на поток. И кто бы мог подумать, что в век технического прогресса на рубеже тысячелетий в Орске появится своя, ни на что не похожая орская лаковая керамическая игрушка, способная со временем прославить наш город. Правда, если раньше имя мастера, придумавшего оригинальный способ или стиль изготовления, установить было трудно, а то и невозможно, потому что это, как правило, продукт коллективного творчества, то у орской игрушки есть вполне конкретные авторы. Это мастер Т. Коханова и ее дочь Ю. Иванова.

Интерес к керамике возник у Тамары Федоровны еще в детстве <...>. Повзрослев, Коханова вынужденно вернулась к азам, усвоенным в детстве, чтобы обучить занимательному и вдохновенному занятию детсадовцев. Так от образа к образу, от игрушки к игрушке Тамара Федоровна овладевала навыками лепки. Освоив специальную литературу, она сумела заинтересовать и маленькую дочку Юлю. Девочка, оказавшись не по годам талантливой, демонстрировала матери небывалый полет фантазии.

Однажды Юля слепила совенка, а когда фигурка была готова, решила ее украсить. Отказавшись от красок, она нанесла узор стеком, то есть заостренной палочкой, воспользовавшись особым художественным приемом – штампом. Незамысловатый рельефный рисунок на мягкой глине подтолкнул Тамару Федоровну к мысли нанести подобный декор и на вылепленную гоголевскую героиню Солоху. В наряде куклы вместо традиционного орнамента красками появился штампованный узор… Так совсем случайно родилась орская керамическая игрушка.

Путем проб и ошибок мать и дочь выяснили, какой должна быть самобытная орская игрушка. Из огромного разнообразия сортов глины, которыми изобилует орская земля, мастера решили, что лучше всего для изготовления игрушки подходит состав из белой и красной глины с добавлением просеянного песка. Выработали Тамара Федоровна с Юлей и особую технологию обжига. Она позволяет получать изделия различных природных оттенков – от абрикосового до шоколадного.

У каждого из русских художественных промыслов есть свои особые черты, отличающие его от других. Так, для дымковской игрушки характерны яркое раскрашивание по грунту темперой и украшение сусальным золотом, для хохломской росписи – тонкий растительный узор по дереву, выполненный красным, черным и зеленым тонами или золотом по золотистому фону. Отличительной особенностью орской лаковой игрушки является минимум краски на поверхности глиняного изделия. Получается, что как бы сама природа окрашивает игрушку. Зачем в этот процесс вмешиваться человеку? Наносимый красками узор в основном ограничивается двумя цветами: черным и красным. Но ни в коем случае рисунок не должен скрывать очарования терракоты. Краска покрывается сверху лаком.

Тамара Федоровна и Юля посвятили себя педагогической деятельности, решив, что наработанный опыт нужно передавать подрастающему поколению. Правда, Т. Коханова уже на заслуженном отдыхе, а Юля, ныне Юлия Анатольевна Иванова, является руководителем мастерской «Пластический дизайн» в образцовой художественной школе декоративно-прикладного искусства «Колорит».

Высокий профессиональный уровень Ивановой навел на мысль руководителя «Колорита» С. Жданову провести мастер-класс по технологии изготовления орской лаковой керамической игрушки для специалистов и педагогов декоративно-прикладного творчества из Оренбурга, Медногорска, Гая, Новотроицка, Кувандыка и Новоорска. Гости в один голос твердили: «Такого еще не было». Высокая оценка коллег побудила Юлю начать готовиться к защите авторства уникальной технологии.

Быть может, совсем скоро в славном ряду русских художественных промыслов появится родное сердцу название – Орск и, подобно дымковской, по всем концам света разлетится орская игрушка.

Источник

 «Мои хобби»

В музейно-выставочном комплексе состоялось открытие персональной выставки самобытного мастера керамики и художника Тамары Кохановой «Мои хобби». В экспозиции представлено около сотни керамических поделок и свыше пятидесяти картин.

Углубившись в историю керамической игрушки, Тамара Федоровна выработала свой стиль в керамических изделиях. Мастер создает фигурки не только существующих, но и вымышленных зверей и птиц. И теперь такую игрушку называют «Орской», а иногда и «Кохановской».

Другое хобби Тамары Кохановой – живопись. Пейзажи и натюрморты, портреты и сказочные иллюстрации – количество работ, пожалуй, не известно и самому автору. Картины, написанные Тамарой Федоровной – живые и теплые.

Источник

Источник 2

Тамара Коханова является постоянной участницей выставок орских художников, организуемых в городском выставочном зале, ежегодной культурной акции «Ночь искусств» и различных мастер-классов, проходящих в библиотеках города.

Рукотворное чудо

В библиотеке-филиале №6 прошел час творчества по лепке из глины «Рукотворное чудо» с мастером глиняных игрушек, педагогом высшей категории Тамарой Федоровной Кохановой.

Участниками мероприятия стали воспитанники детского центра «Герард». Заведующая отделом искусств Ольга Антипина рассказала ребятам о разновидностях самых известных старинных русских глиняных игрушек: дымковской, каргопольской, филимоновской, уделив особое внимание творческим работам Тамары Федоровны.

Заинтересовавшись народными промыслами и обобщив опыт работы с детьми по дымковской игрушке, Тамара Федоровна составила программное обучение и выработала свой стиль в керамических изделиях, который прославил орскую глину. Результат упорной работы художника – огромное количество персональных выставок.

В ходе мероприятия Тамара Федоровна дала ребятам мастер-класс по изготовлению глиняных игрушек. Дети под руководством художника с удовольствием слепили глиняных поросят.

К мероприятию была оформлена книжно-иллюстративная выставка «Волшебная глина».

Источник

Список литературы:

Замятина, Юлия. Глиняная игрушка с уникальной историей [Текст] / Ю. Замятина // Орская хроника. – 2018. – 8 ноября (№ 171). –  С. 4.

Леушина, Анна. У каждой картины – своя история [Текст] / А. Леушина; фото Д. Бикбова // Орская хроника. – 2019. –   19 октября (№162). –  С. 6.

Волшебная глина. Русская глиняная игрушка : тематический список : [0+] / Отдел искусств ; составитель О. Е. Антипина. – Орск : Библиотека-филиал № 6 МАУК «ЦБС г. Орска», 2020. – 16 с. – Текст : непосредственный. - Читать в .pdf