О нас
Вашему вниманию
проЧТЕНИЕ
Информационные ресурсы
Краеведение
Родителям и детям
ЦСЗИ
Год экологии
Погода


Журнальный зал




Главная страница arrow Советуем почитать arrow Пелевин, В. Ананасная вода для прекрасной дамы: сборник/ В. Пелевин. – М.: Эксмо, 2010. – 352 с.

Пелевин, В. Ананасная вода для прекрасной дамы: сборник/ В. Пелевин. – М.: Эксмо, 2010. – 352 с.
Версия для печати Отправить на e-mail
 Оба классических вопроса — «Кто я?» и «Кто всем управляет?» — у Пелевина всегда задает маленький, заурядный человек: так было из романа в роман, из повести в повесть — начиная с «Омона Ра» и «Желтой стрелы» и заканчивая прошлогодним «Т». И хотя вопрошающий волею случая получает впоследствии сверхчеловеческие способности, ответ, который он получает, по большому счету, ничего не объясняет, а только запутывает. Это и было самой главной моралью у Пелевина — что ответ ты всегда должен искать сам, а чем при этом пользоваться — не имеет значения. Но если раньше все эти поиски обставлялись более или менее театрально — с летающими демонами, со всеми делами, то теперь декорации упали, все обнажилось до предела. В нынешней книге игра затеяна как никогда по-крупному — на первый взгляд. Надоела мистика? Надоели метафоры и увиливания? Хочется чего-то большого и крепкого? — пришурясь, спрашивает Пелевин. И «настоящего»? Да нет проблем. Обойдемся без мистики, никаких демонов и сущностей — зачем, когда у «вас» есть бог и дьявол. Вот вам ваше «настоящее» — глумится Пелевин. Хотите о боге? — будет вам бог. Богом работает еврей из Одессы, а дьяволом — майор МГБ, перевербованный ЦРУ.

Героя зовут Семен Левитан: как известно, фамилия, как и тело,— это судьба. Этот прием Пелевина нам знаком: он берет нечто безнадежно прошлое, показательно мертвое — ну что связывает, казалось бы, известного диктора Гостеле- радио и наши дни,— но каким-то удивительным образом клише из прошлого оборачивается хохочущей, мрачной, мерзкой субстанцией. Левитан — это голос советского бога. Мальчик Семен вырастает и тоже работает богом: по заданию спецслужб проникает в сознание Джорджа Буша-младшего, изображая Голос Свыше (при помощи специального импланта-передатчика, вживленного Бушу советской еще разведкой).
Конкретные указания президенту США дают уже ангелы — тоже, естественно, наши. Но вскоре выясняется, что не только мы такие умные: что еще с 1940-х годов голосом дьявола для Сталина работал майор МГБ, подосланный Берией, а после смерти вождя этот канал связи контролировали американцы. Карибский кризис, Афганистан, перестройка, гласность — это все последствия их внушения: точно так же, как наши сегодня подтолкнули Буша ввязаться в Ирак, опять же Афганистан и т. д.

Вот вам ваши ненаглядные боги, говорит Пелевин. Убедитесь еще раз: то, что вы называете «богом», «божественным внушением», «откровением», в лучшем случае работа нижних чинов спецслужб.
(Что вовсе не отрицает существования настоящего бога, который есть Любовь.) В результате ответ на вопрос «кто всем управляет?» получается на редкость комичным и саморазоблачительным, и мы опять оказываемся в дураках.

Во второй новелле «Зенитные кодексы „Аль-Эфесби"» речь также идет о божествах — о тех, которые придумали люди. О мировой прозрачности, достигаемой при помощи глобальной Сети, в которую многие сегодня верят, как в бога, так же как и в совершенство гаджетов. Эта техника, в отличие от высшей воли в трактовке блаженного Августина, способна наносить точечные удары по злу, не задевая при этом добра. Кажется, что при соединении двух этих вещей — всемирной прозрачности и совершенной, по сути, человекоподобной технике — на земле наконец установится рай. И вроде бы это работает, и даже от сайта WikiLeaks в результате есть польза. (Отдадим должное Пелевину как автору, который работает с новостями: и шпионский скандал, и WikiLeaks случились уже во второй половине этого года — это значит, что создавал новеллы Пелевин по писательским меркам буквально позавчера, хотя ощущение что вообще вчера.) Но на пути у этого светлого будущего появляется русский политтехнолог Савелий Скотенков, который никак не может изжить моральную травму после распада СССР. И он побивает западное техническое совершенство при помощи остроумной, хотя совершенно незатратной техники — употреблением двусмысленностей и скабрезностей, наносящих машине (и всему политкорректному миру) обиды, от которых она — она ведь по подобию человека сделана — расстраивается, и глохнет, и выходит из строя.

Самобытные талант и вера варвара угрожают цивилизации, но и сама цивилизация выходит какая-то на редкость наивная дура, несмотря на то что с высшим образованием. В следующей части книги, «Созерцатель тени», описывается опыт самопознания, который опять же почти очищен от религиозных и мистических практик и представляет собой, по сути, попытку вступить в контакт с собственной тенью. Здесь и автор, и герой, почти не скрывая, насмехаются над различными индуистскими и прочими божками, которые давно уже и бессовестно служат туристическому промыслу (дело происходит в том самом Гоа). Герой, который ищет подлинное Знание, недаром работает экскурсоводом: он как раз лучше всех понимает, что искать эти знания на книжных раскладках или в храмах бессмысленно. Мало того, при общении с тенью даже и Учителя-то не требуется: сиди себе и общайся.

Такое вот очередное освобождение от лишнего, от карнавальных одежек; но помни, что, если тебе удастся чего-то достичь, отвечать тоже придется тебе самому. Кроме уже публиковавшегося год назад рассказа «Тха- ги», смысл которого можно выразить словами из песни Гребенщикова «каждый умрет той смертью, которую придумает сам», завершает книгу святочный рассказ «Отель хороших воплощений». В гости к двум откровенно отвратным представителям государственнически- олигархического типа (которые, договариваясь о «распиле», напоминают старинную русскую игрушку «Два медведя») пришли дорогие девочки по вызову. Дело происходит на известном европейском горнолыжном курорте, название можете подставить сами. За всем этим со стороны наблюдает девочка Маша — фактически наблюдает за моментом, предшествующим ее зачатию. Посмотрела Маша на эту общую, так сказать, атмосферу да и передумала рождаться. И ангел ее послушался, и не встал за плечом, и все рассыпалось, как будто ничего и не было.

Пессимизм и общее разочарование автора во всем. Но именно этот перевес тоски и пессимизма стали тем, что превратило эту книгу Пелевина более, чем другие, в литературу, которая уже плохо поддается анализу и обратному разложению на элементы. Завораживающий эффект прозы при этом никуда не делся. Я уже знаю, что, например, лучшие страницы у Пелевина всегда — с 1-й по примерно 120-150-ю. Как объяснить этот эффект, когда возникает чувство захватывающей подростковой любви к тексту, которое растет, ширится, и высшая точка напряжения обозначается совершенно физическим ощущением, что сейчас зазвонит почему-то городской телефон и Пелевин в трубке скажет: «Я здесь. Я никуда не делся. Я все вижу».

Эта книга получилась об усталости и бесперспективности общих человеческих усилий, и едва заметной, едва постижимой пользе усилий для отдельного человека. Книгой неверия ни в какие социальные перемены и одновременно отвращения к буржуазному типу существования. Презрения к любым иллюзиям — и либеральным, и консервативным. Если раньше у Пелевина отсутствие ответа на вопрос «кто всем управляет?», по крайней мере, не мешало его герою «выйти» или «уйти» — в пустыню, из поезда, из компьютерного сна, то теперь этот герой не то что не желает выходить, но даже и рождаться. В сценарии в такие моменты обычно пишут: «автор бессильно опускает руки». Но вот что самое интересное: когда писатель опускает руки, литература как раз расправляет плечи и приподнимается. Пелевину не хватало бездны — и, по-видимому, он в нее заглянул,— что случается вообще со всяким крупным талантом. Ларе фон Триер ответил на это своим жутким «Антихристом»; Пелевин тоже отозвался — мрачной, едкой социальной иронией и констатацией бессилия. Но литературе от этого разочарования только польза. Такой вот парадокс: про божественную любовь спецслужбист Семен Левитан тоже понял только тогда, когда готовился пора голосом дьявола.
Архангельский, А. Машина из бога / А. Архангельский// Огонек. – 2010. — №49. – С.40
Смена шаблона


Для слабовидящих
Электронный каталог

ЦБС г.Орска: Электронный каталог

Новости

новости >> Тревожный рассвет 41 года.

Годы Великой Отечественной войны были и остаются самым тяжёлым временем для всех представителей старшего поколения, и особенно для тех, кто сам пережил голод, холод, потери близких.

новости >> подробнее...

новости >> «Время читать!»

Уважаемые читатели!

Представляем вашему вниманию фантастику, поступившую в фонд читательской инициативы отдела обслуживания Центральной городской библиотеки им. Горького.

новости >> подробнее...

новости >> День памяти и скорби

В честь памяти защитников Отечества и начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в библиотеке-филиале №3 им. Т. Г. Шевченко проведен вечер памяти «Многое забудется, такое – никогда». На мероприятии присутствовали члены клуба «Фронтовичка».

новости >> подробнее...

новости >> Уважаемые орчане!

Предлагаем вашему вниманию книжные новинки из фонда «Читательская инициатива» библиотеки-филиала №2.

новости >> подробнее...

Информация
Календарь
Календарь
Конкурс
Всероссийский конкурс сайтов публичных библиотек
Статистика




?????? ???????????.


Централизованная библиотечная система г. Орска, 2009-2017
г.Орск, просп. Ленина, 13
тел.: 25-55-43, 25-39-64, 25-82-15
email: ??? ??????????? ??????????? e-mail ?????????? ???????????????? ? ????????-?????. ????? ??????? ???, ? ??? ?????? ???? ??????? Java-Script ???? ????? e-mail ??????? ?? ????-?????. ????? ??????? ???, ? ??? ?????? ???? ??????? Java-Script
Разработка Студия WEB-проектов MKWEB.ru