Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Советуем почитать

 Новая книга от автора бестселлеров «Золото Бунта», «Географ глобус пропил», «Сердце Пармы», «Общага-на-крови».

В 2009 году на Каннском кинофестивале Россию представлял фильм знаменитого режиссёра Павла Лунгина, каннского лауреата 1990 года. Фильм называется «Царь». В его основе — страшное и великое противоборство двух титанов русского средневековья — Ивана Грозного и митрополита Филиппа.

Павел Лунгин рассказал историю о поединке вер. Царская власть — от бога, но что делать, если царь самого себя возомнил богом, сошедшим на землю в преддверии Конца Света? Верить ли человеку в помазанника божьего как в самого Господа? Вершить ли царю Страшный Суд на земле, если он — Господь второго пришествия? Ответ — в кровавой метели опричнины и в трагедии непримиримого митрополита.

Окончательный сценарий кинофрески «Царь» Павел Лунгин создал на основе текста писателя Алексея Иванова. Книга «Летоисчисление от Иоанна» написана Алексеем Ивановым по начальному варианту сценария о митрополите Филиппе и царе Иоанне IV.
http://prochtenie.ru/index.php/publ/5222
 Все взрослеют по-разному — кто-то разом, кто-то постепенно. Предвестником взросления юной барышни Тани Лотосовой — героини новой масштабной саги Ирины Муравьевой — стали слова учителя литературы в гимназии: «Я очень прошу вас не верить, что Пушкин искал себе смерти. Я думаю вот что: он просто решил не бояться. Высокие душою люди часто осознают, что жизни бояться не стоит. Грешно. И это, я думаю, есть вера в Бога». Шёл 1914 год.

У каждого в потайных уголках памяти хранятся свои неповторимые осколки сложного опыта созревания, закругленные волнами времени или по-прежнему острые, как бритва. Капелька крови, скатившаяся по голой (уже не девической, но женской) ноге и окрасившая полевую ромашку; слово «война», преследующее запахом гниющих в госпитале тел; неловкий поцелуй предавшей матери; голубые глаза новорожденного сына. Все это — Танины осколки.

Все взрослеют по-разному, но те, чья юность неосмотрительно пришлась на десятые годы 20 века, повзрослели одинаково стремительно. Огромный маховик истории смел их маленькие судьбы в единую массу, спрессовав до размера нескольких слов: «смутное время», «революция», «война»...

 На мировом книжном рынке новый бум — скандинавского, и в частности шведского детектива. Строя сюжет на основе реальных дел, с которыми работал в уголовном суде, адвокат Лапидус написал роман о стокгольмской мафии — и, что называется, проснулся знаменитым.

Главные действующие лица: чилиец Хорхе, севший за торговлю кокаином, планирует побег с зоны и месть тем, кто его посадил; серб Мрадо ездит на стрелки с «волками», «ангелами ада» и «прирожденными гангстерами», деля сферы влияния, и судится с бывшей женой за право опеки над дочерью; Юве строит из себя мажора, учится на юриста, втайне подрабатывает частным извозом, но готов согласиться на более прибыльное предложение шефа, — и ищет свою сестру, без вести пропавшую несколько лет назад. Пути их пересекутся.

Роман переведен на 26 языков. 20 октября 2010 года в российский прокат выходит шведская криминальная драма «Шальные деньги». В 2012 году готовится голливудский римейк с Заком Эфроном в главной роли.

В октябре 2010 г. состоится визит Йенса Лапидуса в Россию, приуроченный к премьере фильма «Шальные деньги», который выпускает кинопрокатная компания «Кино без границ». В премьере также примет участие режиссер фильма Даниэль Эспиноза.
http://prochtenie.ru/index.php/publ/5224
 Одна из главных поэтических книг 2010 года вышла — в издательстве «Водолей», неизвестным тиражом, с анонимным послесловием. Это книга Сергея Магида «В долине Элах», второй авторский сборник живущего в Праге поэта (первый, «Зона служенья», вышел в 2003 году в серии «Поэзия русской диаспоры» издательства «Новое литературное обозрение»).

«Зона служенья» представляла собой корпус избранного за тридцать лет. До эмиграции в Чехословакию в конце восьмидесятых Сергей Магид принимал активное участие в неподцензурной литературной жизни Ленинграда семидесятых годов, публиковался в самиздате в Риге и Ленинграде, а позже, в восьмидесятых, входил в полуофициальный «Клуб-81». В официальной печати стихи Сергея Магида были опубликованы впервые как раз в сборнике «Клуба-81» «Круг» в 1985 году. Слова критика Данилы Давыдова о том, что поэтика Магида «характерна для семидесятнического поколения ленинградской неподцензурной словесности», верны относительно «Зоны служенья», а вот с новой книгой дело обстоит несколько сложнее.

«В долине Элах» — книга религиозной поэзии, которую трудно поместить в контекст круга неподцензурных авторов Петербурга позднесоветских времен: ее ближайшими соседями оказываются «Спиричуэлс» Бориса Херсонского; «Переписчик» Сергея Круглова; возможно, отчасти «Дорогие сироты» Михаила Гронаса. Список этот можно продолжать, но лучше попытаться понять, в чем же тут дело и каково, собственно, значение слова «религиозной» в начале этого абзаца. Магид, в отличие от Херсонского, не называет сборник словом, означающим жанр религиозных песнопений. В отличие от Круглова, он не обращается к святоотеческим текстам, лексическим пластам или реалиям, четко маркирующим конфессиональную принадлежность пишущего. Однако в некотором смысле Магид идет гораздо дальше.

 Беспортретное сходство

В серии ЖЗЛ вышла биография Сергея Довлатова, написанная его ленинградским другом писателем Валерием Поповым. Вместо традиционного для серии изображения героя, на обложке этой книги стоит надпись: «Здесь должен был быть портрет С. Довлатова».

Наследники наложили вето на воспроизведение в этом издании любых фотографий писателя (по теперешним правилам для использования снимков необходимо согласие не только автора, но и изображенных на них лиц или их наследников), а также большинства его писем (права на письма по умолчанию принадлежат автору, а не адресату).

Такое непримиримое отношение к публикации писем и воспоминаний о муже Елена Довлатова проявляет не впервые. В 2001 году она подала в суд на издательство «Захаров», выпустившее без ее согласия книгу, составленную писателем Игорем Ефимовым из своих и довлатовских писем. Год спустя ее иск был удовлетворен, но к тому времени пятнадцатитысячный тираж был уже распродан.

В предисловии к нынешней «усеченной» довлатовской биографии сообщается, что издательство было готово выплатить все положенные правообладателям суммы, но, несмотря на это, вдова писателя категорически отказалась сотрудничать. То есть дело здесь с очевидностью не в том, что наследники строго блюдут свои денежные интересы, а в сложных и болезненных сантиментах — иногда стороннему наблюдателю не совсем понятных, а иногда, наоборот, вполне очевидных.

 Игры с ангелом в беса

Вышла «Игра ангела» Карлоса Руиса Сафона — роман — коллекция литературных черт и гримас мистико-философского чтива с компанией стилей, героев, конфликтов и неожиданностей, завораживающих вопреки своей предсказуемости.

Говорят, второй роман автора «Теней ветра» напоминает «Имя розы» и «Код да Винчи». А что еще говорить — все маркетинговые признаки сходства в наличии: и князь тьмы, и сделка, и сатанинский пастырь, и долгое прозрение героя.

Посыл для начала «Игры» с новой религией для тоскующего по вере человечества пойман из воздуха. Там такого добра — как мусора в околоземном космосе. То, что заказчик нового святого писания люцеферной породы, следовало ожидать. И ожидания необъявленной встречи ангелов темного и светлого будут не напрасны.

История начинается в семнадцатом году прошлого века, ведет героя к раскопкам событий недалекого таинственного и убийственного для предшественников прошлого, включает в свой состав литературные традиции за сто лет до и после описываемых событий.

История ученика и учителя, обмана и вины, веры и предательства. Мастерства и подражательства.

 Первое впечатление от романа — пир духа, симпосион цитат.

Тут не только «Тихий Дон», Шолохов и Крюков, вокруг которых строится сюжет. Тут и Юлиан Семенов («Альтернатива»), и Умберто Эко («Маятник Фуко»), и «12 стульев», и «Записки сумасшедшего», и «Хазарский словарь», и «Голем», и полный Пелевин, и Агата Кристи (Пуаро и Гастингс в ролях наемных убийц), и Ян Флеминг (Бонд как неудавшийся посланец в прошлое), и Конан Дойль («Собака Баскервилей», в роли собаки — Кулик), и Филип Дик («Человек в высоком замке»), и Роберт Харрис (роман и фильм «Фатерлянд»), и когорта современных отечественных фантастов-альтернативщиков во главе с Андреем Лазарчуком. Можно вспомнить и «Палисандрию» Саши Соколова. А если говорить о литературе последних лет, то ближайшие родственники «Окончательной реальности» — «Голубое сало» Сорокина и «Стоп, коса!» Анатолия Королева.

Ну и уж, конечно, Стругацкие: главные герои — дети и внуки Витицкого (псевдоним Б. Н. Стругацкого).

Поначалу книга производит впечатление какой-то очень сложной игры с историей и литературой, но очень скоро понимаешь, что правила у этой игры на самом деле простенькие: зеркальная или обратная симметрия.

Немцы победили в войне. Третий Рейх держит в железных объятиях всю Европу и часть России. Западная Россия — та же ГДР с циркулем на гербе, а на Востоке за Московской стеной — свободный мир. Немцы ездят на убогих недоделанных «мерседесах», а восточные русские — на мощных «москвичах 600». В Западной Москве — любимый магазин детворы «Юный фашист», в Восточной — гигантский параллелепипед Третьяковки, набитый современным искусством. Гитлер — это Сталин, после него Рейхом правит Геринг-Хрущев (развенчал культ Гитлера, отпустил евреев в Израиль), потом разные Брежневы (Шпеер) и Андроповы (Шелленберг), потом в революция в Москве, ломают стену, потом революция в Берлине, потом хаос и бардак при Коле-Ельцине, потом Герхардт-Путин...

 Болтая во ржи

Детективы у Лоуренса Блока выходят отличные, но ему самому, похоже, интересно не просто строить интригу, но и играть с читателями в литературные игры

Лоуренс Блок — один из самых плодовитых и приятных американских детективщиков. Благородному взломщику, интеллектуалу и владельцу книжного магазина Берни Роденбарру посвящено десять книг (всего у Блока их шестьдесят). «Вора во ржи» (1999) издатели выбрали для перевода, вероятней всего, сразу после смерти Сэлинджера на волне возобновившегося интереса к его фигуре.

В писателе-затворнике Генри Фэйрберне автор «Над пропастью по ржи» угадывается легко. Вокруг переписки Фэйрберна и заваривается каша, которую варит литагент Фэйрберна Антеи Ландау (она хочет выставить его письма на аукцион), Коллекционер, Филолог, Поклонница и, разумеется, сам честный взломщик Роденбарр. Проникнув ночью в номер Ландау, чтобы похитить письма, он обнаруживает, что его опередили, не только обокрав Антеи, но и убив ее.

Расследование протекает у Берни в блистательно выписанной Лоуренсом Блоком болтовне с его старинным другом, лесбиянкой Кэролайн, по соседству стригущей собак в салоне красоты «Пудель», с экстравагантной красоткой Эллис Котрел, с седобородым покупателем магазина, над которым всегда витает запах виски, с сыщиками и копами. Именно необязательный треп — о коварной рыбке кандиру, парадоксах лесбийской любви, переменах, которые может произвести в нашей жизни книга, — Блок выписывает мастерски. Диалоги у него звучат, а ты чувствуешь себя полноправным собеседником героев.

Еще одно приятное качество «Вора» — непритязательная, но забавная литературная игра со знаменитыми текстами — отель, в котором происходит убийство, зовется, как и мишка, «Паддингтон». А в лавке Берни живет кот Раффлс — очевидно, в честь обаятельного взломщика из детективов англичанина Хорнунга.

Словом, «Вор во ржи» — приятный во многих отношениях роман, вот только дочитывать его до самого конца все же необязательно. В финале для любого детективщика — час расплаты; ведь все хитроумные загадки и морские узлы надо развязать убедительно, красиво. И сказать, что Блок с этим справляется так же, как с сочинением диалогов, все же нельзя. Слишком уж покорно собираются все герои, включая убийцу, на разоблачительную вечеринку, устроенную Берни, не очень понятно, почему никто не услышал грохота выстрела в номере литагента. Впрочем, не будем придираться. Под ржаное виски или кампари с содовой «Вор во ржи» — идеальное чтение хоть в любимых пенатах, хоть на морском берегу.
Майя Кучерская
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2010/08/13/243572
 В книге «Дом моделей» — почти вся литературная биография Александра Кабакова, представленная малой прозой.

Живут его герои в большом городе или в глубинке — они хотят вырваться из обычной жизни. Красивая девушка убегает в областной центр, чтобы стать моделью; женатый герой заглядывается на другую женщину; влюбленные взлетают с крыши в небо или исчезают в неизвестном направлении...

Все повести, собранные в этой книге — от нового «Дома моделей» до фантасмагорических «Бульварного романа» и «Салона» — полны иронии и вместе с тем безграничным сочувствием к людям. И как всегда у Кабакова, реальная жизнь в них тесно смыкается с фантастикой...
http://prochtenie.ru/index.php/publ/5062
 Новая книга Фалетти «Я — Господь Бог», несмотря на захватывающий сюжет, выходит далеко за пределы развлекательного триллера. Ее герой — физически и душевно изуродованный ветеран войны во Вьетнаме, чья месть человечеству оказывается настолько эффективной, что весь Нью-Йорк замирает в ужасе.

Полицейский детектив Вивьен Лайт, суровая молодая женщина, обремененная семейными проблемами, и фоторепортер Рассел Уэйд, законченный неудачник, — единственные, кому выпадает шанс разобраться в ситуации и предотвратить надвигающийся кошмар.

Слава итальянского беллетриста Джорджо Фалетти стремительно распространилась по всей планете, когда увидел свет его роман «Я убиваю». В одной только Италии он сразу же приобрел более четырех миллионов поклонников и вскоре был переведен на все основные языки мира.
http://prochtenie.ru/index.php/publ/5062